Линки доступности

Обзор печати от 5 мая 2002 г. - 2002-05-05


Чернокожие живут в России по-черному. «Россия переживает небывалый рост расизма, - пишет московский корреспондент Нью-Йорк таймс Сабрина Таверниз. - Банды бритоголовых молодчиков в черной одежде со свастикой на рукаве рыщут по городским улицам и станциям метро в поисках кавказцев, азиатов, негров... Жестокие избиения инородцев стали в Москве настолько массовым явлением, что послы 37 африканских стран обратились в министерство иностранных дел с коллективной просьбой о защите членов семей дипломатов и сотрудников посольств. За последние два года избиениям подверглись свыше 140 негров. Несколько недель назад «скинхеды» напали на двух негров - морских пехотинцев из охраны посольства США, отправившихся прогуляться по центру столицы в гражданской одежде. Правда, в этом случае молодчики еле ноги унесли».

«Российские власти всячески пытаются доказать, что все эти инциденты объясняются исключительно ростом преступности, и никакой расистской подоплеки в них нет, - отмечает журналистка. - Но посол Нигерии считает, что они попросту не хотят признавать всю серьезность проблемы». «Наших людей бьют, убивают, - сказал он Сабрине Таверниз, - и милиция не торопится идти им на помощь. Тринадцать человек, подвергшиеся избиениям за последние две недели, рассказали, что милиционеры исчезали при первом же появлении бритоголовых. А в одном случае два миллиционера и вовсе спокойно наблюдали, как сорок молодчиков в течении десяти минут избивали студента из Камеруна».

В обращении к народу в апреле президент Путин предупредил о расширении фашистского движения в стране. Но общество относится к этому равнодушно - ни возмущения «скинхедами», ни сострадания к их жертвам, пока не заметно. «Мы здесь не живем, а пытаемся выжить, - пожаловался Сабрине Таверниз беженец из Камеруна, - и это становится все более трудным делом».

Борьба с алкоголизмом - борьба за выживание. Похожей теме посвящена и статья корреспондента Лос-Анжелес таймс Робин Диксон. Но на этот раз речь идет о другом социальном зле - алкоголизме. Автор статьи познакомилась с директором колхоза в селе Мундыр, который для ограничения повального пьянства ввел карточную систему оплаты труда и позволил отоваривать карточки только в трех колхозных магазинах, где алкогольные напитки не продаются. Ассортимент в них скудный, но самое необходимое есть.

Это, конечно, не значит, что пьянство прекратилось. Пьют все равно много, но не по-черному. Деньги на выпивку как-то добывают, и достать водку можно. В селе есть один официальный частный вино-водочный магазин и несколько подпольных под общим названием «Яма». Но председатель колхоза Иван Матанцев считает, что добился больших успехов - производительность труда у него выше, чем в среднем по стране, и даже в период кризиса 99 года хозяйство не только осталось на плаву, но и расширилось.

Примечательно, что и колхозники довольны карточной системой. «Раньше у меня дети голодные сидели, - сказала автору статьи молодая доярка, - а сейчас еды вполне хватает». «Не пьют здесь только телеграфные столбы, - подхватил сорокалетний лесоруб, - так что с нами надо построже, а то все пропьем». «Порядок нужен, - вновь и вновь повторяли колхозники в разговорах с Робин Диксон, - без порядка никак нельзя».

Американской журналистке увиделось в этом проявление тоски по сильной руке. Иван Матанцев с ней полностью согласился. «Только вот какая может быть сильная рука при демократии, - посетовал он. - Теперь любой алкоголик, любой дармоед, любой тунеядец имеет такие же права, как председатель колхоза. Я ведь не против алкоголя борюсь. Я борюсь за выживание».

Этими словами директора колхоза в селе Мундыр завершается статья Робин Диксон в «Лос-Анжелес таймс.

Самые опасные места для работы журналистов. Во многих американских газетах появились сообщения о новом докладе базирующегося в Нью-Йорке Комитета по охране журналистов, который был опубликовал в связи с международным Днем свободы печати. В докладе приводится список стран и регионов, особо опасных для работы сотрудников средств массовой информации.

На первом месте в списке стоят Западный берег реки Иордан, Колумбия и Афганистан. Среди стран СНГ наиболее неблагоприятная ситуация наблюдается в Беларуси и Кыргызстане «В Беларуси, - говорится в докладе, - президент Лукашенко цепляется за власть с помощью советских репрессивных методов. А Кыргызстан быстро теряет репутацию острова демократии в Центральной Азии: правительство президента Акаева пользуется угрозой международного терроризма для подавления инакомыслия и независимых СМИ».

В России, по мнению авторов доклада, свобода печати ограничивается. Независимые журналисты испытывают давление со стороны властей: некоторые из них подвергаются преследованиям и даже гибнут от руки наемных убийц.

Обзор подготовила Инна Озовская.

XS
SM
MD
LG