Линки доступности

Юбилей «Нового журнала»<BR><I> Интервью с главным редактором Вадимом Крейдом</I> - 2002-05-05


Я попросила главного редактора журнала Вадима Крейда рассказать об истории издания, о том, чья это была идея, каким был первый номер, и сколько всего вышло номеров за шестьдесят лет?

В.К.:
Наш журнал родился на свет в возрасте двадцати лет. Как это получилось? Потому что у нас был предшественник - знаменитый журнал «Современные записки», который издавался в Париже. И вот в 1942 году, в связи со Второй мировой войной, с этими событиями, «Современные записки» должны были закрыться на семидесятом номере, и тут же сотрудники «Современных записок» писатель Алданов и поэт, он же критик, Цетлин стали совещаться относительно того, чтобы… Они собирались эмигрировать в Соединенные Штаты. Совещаться о том, как же возобновить «Современные записки» в Соединенных Штатах. И вот на пути из Парижа в Лиссабон, откуда они отплывали в Америку, они встретились во французсском городе Грасс с Буниным. Сидели за вечерним чаем, обсуждали, и Бунин сказал, что непременно, непременно - он тоже был сотрудник, активный сотрудник «Современных записок» - непременно надо возрождать «Современные записки» в Новом свете».

Л.Г.:
Каковы критерии были для публикаций, и менялись ли они с течением времени и обстоятельств?

В.К.:
Это, в общем, сформулировано в очень коротенькой редакционной статье в №1, вышедшем в 42 году (между прочим, мало кто знает, даже мои сотрудники этого не знают, что первый номер - это ежеквартальник, он должен выходить в марте, в июне, в сентябре, в декабре - но первый номер вышел, фактически, в январе 42 года. И вот во вступлении редакционная группа писала, о том, что наш журнал предоставляет возможность публикации людям с разными убеждениями. Мы исключаем из нашего эмигрантского форума только «красных» и «коричневых», то есть тех, которые сочувствуют тоталитарным идеологиям, справа или слева. И это действительно так, с самого начала сотрудничали люди самых разных взглядов. Например, уже в первом номере мы видим, скажем, Керенского. Блистательных имен много, я сейчас назову нескольких, а потом два слова скажу еще о первом номере. Значит, конечно - Бунин. Между прочим, рассказом Бунина открывается «Новый журнал», и тем самым какая-то планка, какой-то уровень художественный сразу был поставлен высоко. Ну, конечно, сотрудничали Набоков, Газданов, Яновский, Борис Зайцев, Вейдле, Адамович, Георгий Иванов десять последних лет жизни отдавал свои стихи исключительно в «Новый журнал». Сотрудничали и основатели-редакторы Алданов, Цетлин. Из философов -совершенно блистательный человек был Георгий Федотов, Лосский, Франк, потом были опубликованы произведения младшей дочери Льва Николаевича Толстого Александра Толстой, как прозаика, и были очень хорошие историки, первоклассные историки - например, Николаевский, он тоже в первом номере. Журнал литературный, но не исключительно. Более точное название это «общекультурный журнал», потому что в нем печатаются и прозаики, и поэты, и эссеисты, критики, литературоведы, искусствоведы, хорошие историки печатаются.

Л.Г.:
Каков тираж, Вадим? На этот вопрос, обычно не любят отвечать…

В.К.:
Тираж очень маленький. Он вряд ли когда-нибудь доходил до двух тысяч. С тех пор как я пришел в редакцию, я помню, шестьсот экземпляров - так оно стабильно и есть. Но есть одно оправдание в данном случае. Во-первых, мы плохо рекламируем. Но оправдание вот какое: у нас подписчики в тридцати с лишним странах.

Л.Г.:
Какие мысли о будущем журнала?

В.К.:
Шестьдесят лет мы издавались, вышло 226 номеров. Когда Алданов этот журнал основал вместе с Цетлиным, он писал ему: «Выпустим один-два номера, а там будет видно». И вот, в смысле финансов у нас всегда такое положение, что хватает на один-два номера, а там - будет видно, но все-таки вот шестьдесят лет выходим, и есть какой-то оптимизм, что еще будем выходить и выходить.

XS
SM
MD
LG