Линки доступности

Белорусский мотив - 2002-04-22


Уже не один год весну в Беларуси считают временем расцвета политической деятельности. На первый, невнимательный и сторонний, взгляд полным ходом в республике идет только реконструкция государственно важных объектов, как например - Минской кольцевой дороги. Однако, по собственным меркам, учитывая белорусскую «толерантность» и, как следствие, спокойную и даже немного сонную жизнь, страна бурлит, оправляясь от первых весенних встрясок и готовясь к новым - как обещают, более серьезным.

Это прекрасно видно на примере отношений системы и человека, причем в крайних проявлениях этих отношений. Имеются в виду суды. Так называемые «громкие» белорусские дела заканчиваются на удивление скоро, хоть и вызывают изрядные споры. В то время как незначительные эпизоды столкновений интересов личности и государства рассматриваются с проволочками и получают однозначные, чаще всего негативные оценки.

Напомним о судебном деле на родине президента Лукашенко. В городе Шклове Могилевской области пятеро молодых людей накануне прошлогодних президентских выборов устроили шоу. Ребята надели усатые маски и прошлись по городским магазинам, озвучивая предвыборную программу Александра Лукашенко: поднять заработки до 100 долларов США, расправиться с бездельниками и взяточниками, возродить славное прошлое колхозов и т.д. Этот «агитпоход» был оперативно прекращен местной милицией, и в феврале дела пятерых «правонарушителей» поступили в суд. Надежды на справедливый ход дела было немного, так как все пятеро обвиняемых - активисты молодежного движения сопротивления «ЗУБР», то есть головная боль властей.

Опасения оправдались - прокурор Ирина Алданова посчитала вину активистов «ЗУБРа» доказанной, несмотря на зафиксированные процессуальные нарушения, невнятную позицию обвинения и противоречивые, путаные показания свидетелей. Каждый из пятерки получил по штрафу в сто минимальных зарплат, то есть по тысяче долларов. (Это можно назвать снисхождением, потому что государственный обвинитель требовала приговорить всех пятерых обвиняемых к штрафу в размере 200 минимальных заработных плат). Двоих участников акции к тому же еще до окончания процесса исключили из Могилевского политехникума.

Официальный Минск, как полагают, ведет что-то вроде сеанса одновременной игры в собственные права и законы. Уже долгое время на повестке дня нормализации отношений Беларуси с Европой стоит вопрос освобождения политзаключенных, в том числе бизнесмена-оппозиционера Андрея Климова. Отсидев четыре года из полученных шести, Андрей Климов недавно был освобожден. Но организация «Международная Амнистия» отмечает, что освобождение одного узника совести странно совпало с волной репрессий против десятков участников оппозиционных выступлений последнего времени.

Примечательно, что накануне самой крупной на сегодня манифестации в День Воли 25 марта руководители оппозиционных партий встречались с белорусскими силовиками, и последние гарантировали мирный ход акции. На деле более 60 человек было арестовано и позже приговорено к крупным штрафам, а кое-кто даже лишился свободы на две недели. По неподтвержденным источникам, сейчас несколько арестованных голодают за решеткой в знак протеста. Тем не менее белорусская оппозиция готовит новые акции. Помимо демонстраций, имевших место в прошлый уикенд, 26 апреля состоится традиционный для этой даты «Чернобыльский шлях».

Еще информация в продолжение судебной темы, из которой также можно сделать неутешительные выводы. В 99 году исконно минское название «Немига» стало известно всему бывшему Союзу, если не всему миру. В давке во время внезапной грозы в переходе метро станции «Немига» погибли 53 человека, в основном молодые девушки. Журнал «Роллинг Стоун» назвал эту трагедию самым крупным в мире несчастным случаем во время музыкальных массовых мероприятий - гроза прервала рок-концерт на открытом воздухе.

В отношении заместителя начальника милиции общественной безопасности Виктора Русака и начальника отдела массовых мероприятий Михаила Кондратина было возбуждено уголовное дело по обвинению в служебной халатности. Разбирательство шло очень медленно, и вот на днях судья Центрального района Минска Петр Кирковский прекратил дело в связи с истечением срока давности. Столичный скульптор Михаил Иньков, дочь которого Мария погибла в переходе на «Немиге», считает, что следствие было необоснованно затянуто, что в конечном итоге и явилось основанием для прекращения дела. Правозащитник Олег Волчек поддержал мнение Инькова. Скорее всего, родители погибших детей возобновят иск.

XS
SM
MD
LG