В начале апреля власти Казахстана оказались вынуждены признать существование секретного фонда в Швейцарии, на котором были сосредоточены огромные средства. Предполагается, что фонд этот был образован на доходы, которые правительство получило от выставления на тендер Тенгизского нефтяного месторождения, и на нем сосредоточено не менее одного миллиарда долларов.
Власти запутались в объяснениях по поводу того, как появился этот секретный счет. Поначалу премьер-министр Имангали Тасмагамбетов на сессии парламента утверждал, что счета на имя президента и его родни могли существовать, но сам президент об этом не знал и был к этому непричастен. Одновременно он пытался убить двух зайцев, заявив, что счета эти были учреждены в тот период, когда премьером страны был Акежан Кажегельдин, ныне наиболее видный оппозиционер режиму Назарбаева. С другой стороны, Тасмагамбетов утверждал, что средства с секретного фонда использовались исключительно для спасения экономики Казахстана и дважды помогли предотвратить экономический кризис.
Вообще счета Назарбаева и его ближайших родственников, по утверждению газеты «Стрингер», оказались обнаружены лишь потому, что сам президент Нурсултан Назарбаев в 1999 году инициировал запрос в прокуратуру Швейцарии по поводу наличия счетов у своего главного оппонента Кажегельдина. А тут случился такой невероятный афронт, и расследование бумерангом ударило по престижу самого президента.
Исследователи Мендыбаев и Шелгунов ввели не так давно в оборот термин «Казахгейт», повествуя о невиданной коррупции, поразившей Казахстан. По информации газет «Вашингтон пост» и «Нью-йоркер мэгэзин», которые провели дательное расследование проблем коррупции в этой стране, западные нефтяные концерны заплатили высшим руководителям Казахстана, включая и самого президента страны Нурсултана Назарбаева, десятки миллионов долларов в виде комиссионных по нефтяным контрактам. Сейчас, как сообщает хорошо информированное сетевое издание фонда Сороса www.eurasianet.org, швейцарские власти заморозили банковские счета, предположительно принадлежащие Назарбаеву. Еще в марте российский таблоид «Собеседник» опубликовал интервью с прокурором кантона Женева, который заявил, что в его расследованиях фигурирует лишь один президент - Нурсултан Назарбаев. Имидж президента Казахстана, равно как и всей политической системы этого государства, оказался подпорчен.
Любопытное оправдание, по сообщению газеты «Moscow Times», для всей этой неприглядной истории выдвинул министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев. Во-первых, он полагает, что сам факт использования счетов дважды для спасения экономики является смягчающим обстоятельством. Во вторых, власти сами начали разговор ныне на эту сложную тему открыто. Это, по словам Токаева, соответствует новой нарождающейся политической культуре, требующей большей прозрачности. Прежде такого не было.
Глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, побывавший на днях в Казахстане с официальным визитом, косвенно выразил понимание «сложностей роста»: «Я не собираюсь защищать решение о присвоение миллиарда долларов, - сказал он, - но важно, встречаясь с фактами коррупции, предавать их гласности».
Продолжающиеся аресты оппозиционеров в Казахстане вселяют тревогу. В жернова политической борьбы угодил Мухтар Аблязов, пребывающий ныне в СИЗО, на днях был помещен под домашний арест и его сподвижник Галымжан Жакиянов. Это - деятели «Демократического выбора Казахстана», имеющие политические разногласия с властями. Очевидно, что под шумок борьбы с коррупцией власти ныне пытаются приструнить недовольных и переключить внимание народа с финансового скандала на поиск внутренних врагов.