Записи включенные в программу:
«Blue Monk» Телониус Монк
«Straigt no chaser» Телониус Монк (Телониус Монк, рояль; Чарли Рауз, тенор-саксофон; Лари Гэйлс, контрабас; Бен Райли, ударные). «Epistrophy» Телониус Монк
«Round Midnight» Телониус Монк
В нашей сегодняшней программе - знакомство с одной из исторических записей Телониуса Монка, сделанной в 1964 году во время его выступления в знаменитом сан-францисском клубе «The Jazz Workshop» и недавно обретшей вторую жизнь на двойном компактном диске.
Название одной из композиция альбома, «Blue Monk» является игрой слов, ибо Монк - это и фамилия автора композиции, Телониуса Монка, и одновременно - «монах». Итак, «Печальный Монк», который во всех смыслах монахом не был. За три года до этой записи, сделанной фирмой «Коламбия рекордс» в клубе «The Jazz workshop» и ставшей важным этапом в его карьере, в интервью писателю Гроверу Сэйлсу Монк обронил приимечательную фразу: «Мой девиз: играй так, как велит тебе интуиция. Играй так, как хочется тебе, а не публике: она должна поспевать за тобой, а не ты подстраиваться к ней. Даже если на то, чтобы публика откликнулась, уйдет пятнадцать или двадцать лет»!
Последовательность и бескромиссность в осуществлении этого принципа принесли свои плоды: заключенный с «Коламбия рекордс» в 1962 году контракт открывал для Монка возможности выхода к широкой аудитории. Это был период на редкость плодотворного творческого союза Монка с Джоном Колтрейном, с которым Монк познакомился в доме известной покровительницы джазовых музыкантов Ники Де Кенигсуотер.
Позднее, уже когда были сделаны записи совместных выcтуплений Колтрейна и Монка в знаменитом нью-йоркском клубе «Five Spot» Колтрейн с вохищением рассказывал о том, как велико было влияние на него Монка, и какое воистину ангельское терпение он проявлял, отвечая на вопросы Колтрейна относительно той или иной фразы в его композициях.
Именно эти записи выступлений Монка и Колтрейна, выпущенные сравнительно небольшой фирмой «Риверсайд Рекордс и почти мгновенно принесшие Монку репутацию непревзойденного импровизатора своего времени, подтолкнули фирму «Коламбия» к заключению с ним контракта
«Straigt no chaser» - «Не разбавлять, без прицепа», термин, я думаю, достаточно хорошо известный тем, кто употребляет спиртное и употребляет его не мешая - «straight» и без добавок и запивок - «no chaser» (К вопросу о монашестве Монка).
Специфика записи, небольшие фрагменты которой вы слушаете, заключалась в том, что в отличие от записей студийных, ни одна из вошедших в диск композиций не исполнялась в те два вечера, которые Монк работал в сан-францисском клубе, дважды. Как известно, во время студийных записей та или иная вещь повторяется до тех пор, пока и исполнитель, и звукорежиссеры не добиваются желаемого результата. Что зачастую приводит к некоторой стерильности, выхолощенности звучания.
Как правило, исполнители порой повторяют, правда с перерывами, одни те же композиции и во время живых записей, давая тем самым звукорежиссерам достаточно материала для обработки. И, как правило, число исполняемых композиций строго ограничено в расчете на подобные повторы. В записи, о которой идет речь сегодня, Монк играл, подчиняясь единственному принципу: полной импровизационной свободы. Повторы в ней практически отсутствуют, лишь в первый вечер он исполнял трижды композицию «Эпистрофи», что во всех смыслах нельзя считать повтором - она стала импровизацинной темой выступления.
Характерно, что после выхода в свет первого диска, записанного на «Коламбии» и предшествовашего тому, о котором речь идет сегодня, появилось множество хвалебных рецензицй, в одной из которых Монка называли первым джазовым композитором, чье имя можно поставить рядом с именем Дюка.
Сам же Эллингтон относился к Монку с огромным почтением: по его приглашению Монк принял участие в джазовом фестивале в Нью- Порте в 62 году.
Вошла в альбом и классика американского джаза, присутствующая в репертуаре практически всех крупных джазовых исполнителей нашего времени - композиция Телониуса Монка «Round Midnight» - «Около полуночи».