В Киргизии, на которую часто смотрели как на образец демократии в Центральной Азии, пролилась кровь. В результате волнений в Джалалабадской области на Юге страны погибли, как сообщают СМИ, не менее четырех человек, а по некоторым данным пятеро. 17 марта во время манифестаций в защиту арестованного депутата киргизского парламента Азимбека Бекназарова сотрудниками правоохранительных органов был открыт огонь по толпе.
Оппозиция утверждает, что демонстрации сельчан направлявшихся на суд в Токтогул, где должны были огласить приговор, носили мирный характер. Власти в свою очередь, заявляют, что несанкционированные манифестации в защиту опального депутата вылились в массовые беспорядки с применением насилия. По официальным данным, как сообщает хорошо осведомленная газета «Коммерсант», ранено тринадцать демонстрантов, а также сорок семь милиционеров. Оппозиция полагает, что и арест Бекназарова, и суд над ним за его прегрешения в бытность районным следователем в прошлом - это всего лишь попытка политической расправы. Дело в том, что Бекназаров подвергал публичной критике президента Киргизии Аскара Акаева за намерение передать Китаю часть приграничных территорий.
Несмотря на то, что Аскар Акаев заявил о недопустимости оказывать давление на суд путем организации массовых выступлений, Бекназаров сегодня уже оказался на свободе, выпущенный судом под подписку о невыезде. Отчасти, видимо, это освобождение - своеобразная попытка разрядить обстановку в Киргизии.
Оппозиция вновь во всеуслышание заговорила о необходимости вызволить из застенков осужденного Феликса Кулова. Он оказался в заключении, будучи осужденным за превышение служебных полномочий в свою бытность руководителем службы безопасности страны. Оппозиция опять-таки полагает, что это была расправа, ибо Кулов - единственный, кто реально мог демократическим путем продолжать попытки завоевать власть в стране и оспорить президентство Акаева.
Поддастся ли давлению Бишкек? Очевидно, что события в Джалалабаде демонстрируют не только авторитарные тенденции в иссык-кульском оазисе демократии, каковым до недавнего времени считалась Киргизия. Сказывается и недостаточная политическая культура народа. Очевидно, что беднеющее население часто впадает в отчаяние, ибо в условиях манипуляции судебной властью зачастую не может добиваться перемен демократическим путем. И тогда проливается кровь. В отличие от таких стран с авторитарными режимами как Узбекистан и Туркмения, Киргизстан располагает крайне скудными ресурсами. Единственная сфера, на успех в которой можно было рассчитывать со временем, если удастся привлечь солидные инвестиции - это туризм. Но пока геополитическая ситуация в регионе, военные операции против исламистов и общая нестабильность не позволяют надеяться на скорую выгоду от развития индустрии туризма. Не забудем, что в республике присутствуют ныне и американские военные специалисты, так что обострение ситуации в Бишкеке весьма не на руку не только Москве, но и Вашингтону. Глава МВД республики Темирбек Акматалиев не исключил, что на Юге Киргизии в случае необходимости будет введено чрезвычайное положение. Пока трудно сказать, стихнет ли волна народного недовольства, или протесты будут нарастать. Отрадно то, что президент Аскар Акаев всерьез озабочен случившимся и уже предпринимает меры по умиротворению населения. Аркадий Дубнов на страницах газеты «Время новостей» утверждает, что Соединенные Штаты могут разочароваться в поддержке демократических тенденций в Средней Азии и прийти к выводу что проще иметь дело с диктатурами.
Думается, это поспешный прогноз. Вооруженные выступления имели место и в Узбекистане, и даже в Туркмении, и это свидетельство того, что авторитаризм не является панацеей для Азии. То, что мир в тот же день узнал о жертвах стрельбы в Киргизии, свидетельствует - ситуация не безнадежна. Диктаторский режим попытался бы все это скрыть. А гласность дает надежду на то, что потенциал молодой киргизской демократии еще не исчерпан.