Линки доступности

Туберкулез в современном мире. Часть 2 - 2002-03-15


Двадцать четвертого марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. Это хороший повод поговорить о том, достаточно ли внимания уделяется туберкулезу в условиях войны с терроризмом. В сегодняшнем выпуске из серии, посвященной угрозе распространения туберкулеза, мы предлагаем вашему вниманию интервью с директором представительства Нью-йоркского института здравоохранения в Москве, руководителем программы по борьбе с лекарственно-устойчивым туберкулезом в России Оксаной Ивановной Пономаренко.

АЛ: Оксана Ивановна, недавно мне на глаза попалась фраза одного российского журналиста, которая звучала примерно так: похоже, что иностранцы больше обеспокоены туберкулезом в России, чем сами россияне и российские специалисты. Не берусь судить, насколько это утверждение соответствует действительности, но проводимая вашей организацией программа по борьбе с туберкулезом в России, в этом смысле, довольно иллюстративна. Расскажите о ней, пожалуйста.

ОП: Эта программа финансируется Фондом Сороса, Институтом «Открытое общество». В 1997 году Нью-йоркский институт здравоохранения (Public Health Research Institute) получил первоначальный грант в размере 3 миллионов долларов, впоследствии эта сумма была доведена до 12 миллионов. В России был создано представительство института; программа проводилась сначала в Москве, затем ее распространили на несколько регионов.

АЛ: Какой из своих проектов вы считаете особенно успешным и значимым?

ОП: Самым значимым был проект, который по сей день проводится в Томской области: это программа по лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза.

АЛ: Известно, что в России сложилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в отношении туберкулеза. Особенно это касается российских тюрем. Я хочу процитировать сайт Вашего представительства в Интернете, где Вы пишете: «Не следует думать, что эпидемия туберкулеза - чисто российская проблема. Очень скоро она может коснуться даже территориально далеких от России стран, потому что люди будут путешествовать и переносить опасную болезнь из страны в страну. Тогда, если не принять меры, нас ждет всемирная эпидемия».

ОП: Да, вся сложность и весь ужас в том, что для этой инфекционной болезни границ просто не существует. Если люди умирают и болеют в России, то достаточно больному сесть на самолет, и через девять часов он в Нью-Йорке. Какие уж тут границы!

АЛ: Будучи человеком, занимающимся туберкулезом многие годы, как Вы воспринимаете эту болезнь сейчас, когда в связи с войной против терроризма внимание ко всякого рода опасностям обострено в чрезвычайной степени?

ОП: Туберкулез - страшная болезнь. Безусловно. Это инфекционная болезнь, очень опасная.

АЛ: И, конечно, говоря об опасности, мы в первую очередь, имеем в виду неизлечимую, лекарственно-устойчивую форму заболевания, об опасности эпидемии которой, в мировом масштабе, так много говорят сейчас медики.

ОП: Когда мы начинали эту программу, речь не шла о лечении лекарственно-устойчивого туберкулеза. К этой теме мы пришли по прошествии некоторого времени, когда к нам подключились специалисты из бостонской организации «Partners in Health», которые занимаются лекарственно-устойчивым туберкулезом. Получилось так, что наши пути сошлись, и теперь программу по лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза в Томской области мы осуществляем на совместной основе. Наша программа, безусловно, заслуживает высокой оценки: это первый пилотный проект такого рода в России. Лечение лекарственно-устойчивого туберкулеза - весьма дорогое удовольствие, потому что курс рассчитан на полтора года и сопряжен с применением очень дорогих препаратов. Но на примере Томской области видно, что программа идет успешно. Часть пациентов (а первая группа была набрана в туберкулезной колонии) - это заключенные. В этой группе практически достигнуто абациллирование, т.е. они уже не заразные, мы их полностью излечили от болезни. И вот весной первая группа заканчивает лечение.

АЛ: Во сколько обходится лечение одного больного?

ОП: При Всемирной Организации Здравоохранения существует «Комитет зеленого света», одобрение которого дает возможность закупать препараты по значительно более низким ценам. Томский проект прошел экспертизу в «Комитете зеленого света» и получил от него «добро». Благодаря этому курс лечения нам обходится примерно в 2500 долларов из расчета на одного пациента. Если же покупать лекарства по рыночной цене, то стоимость курса составит огромную сумму - до восьми тысяч долларов. И еще один важный момент: у нас налажена преемственность между иностранными организациями. В 2000 году к программе подключилась новая организация - «Партнеры во имя здоровья», - которая получили дополнительные деньги от Фонда Сороса на продолжение этой программы в Томском регионе.

XS
SM
MD
LG