Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 5 - 2002-03-10


Композиции звучащие в передаче:

«Lullaby of Birdland», Джордж Ширинг;
«Fascinating Rythm», Джордж Гершвин;
«I Hadn't Anyone 'Til You», Телониус Монк
Альбом Дайан Ривс «Calling» - «Призвание», удостоившийся двадцать седьмого февраля 2002 года высшей награды американской Академии звукозаписи, премии Грэмми в категории лучшего джазового вокального альбома, отражает тенденцию, обозначившуюся в последние годы в творчестве многих музыкантов - и уже снискавших широкую известность мастеров, и совсем молодых исполнителей. Обращаясь к истории джаза, они посвящают свои диски легендарным джазменам прошлого. Как правило, эти посвящения являются отнюдь не только словесными, движимые любовью и восхищением к шедеврам прошлых лет, музыканты возвращают их новым поколениям слушателей в собственной интерпретации.

Успех подобных дисков-ретро приводит в свою очередь к возрождению интереса к музыкантам, их вдохновившим. В данном случае речь идет о Саре Воон, «Божественной Саре», «Divine», как называет ее Дайан Ривс. «Lullaby» Сара Воон записала в 1954 году с Клиффордом Брауном, жизнь которого трагически оборвалась через два года в автомобильной катастрофе . «Когда я впервые услышала эту вещь в исполнении Воон, - рассказывает Дайан, - я была совершенно ошеломлена ее «скатом». Просто ошеломлена».

Надо сказать, что импровизация самой Дайан - замечательная дань мастерству одной из самых виртуозных исполнительниц эры «бибопа» - Саре Воон.

Дайан Ривс, которая не устает повторять, что музыканты не должны ограничивать себя рамками какого-то одного жанра, часто спрашивают, считает ли она себя исполнительницей джазовой. Как правило, Дайан отвечает коротко: «Я - исполнительница многогранная».

Ответ мог бы показаться нескромным, если бы не отражал совершенно исчерпывающе сути дела. В репертуаре Дайан Ривс ритм и блюз, танцевальная и популярная музыка, баллады и этнические африканские напевы и, разумеется, джазовые стандарты. Один из них, Гершвиновский «Волнующий ритм», записаннный Сарой Воон в конце семидесятых годов, Дайан Ривс включила в свой диск-посвящение

Кстати, с «Волнующего ритма» началась развлекательная часть церемонии закрытия Зимней Олимпиады. И если Сару Воон Дайан называет «Божественной», то к ней самой, на мой взгляд, вполне уместно применить эпитет «Царственная»: царственный облик, царственная осанка, царственная невозмутимость.

О невозмутимости я говорю в свзяи с подробностями записи диска, принесшего Ривс высшую награду Академии звукозаписи. Практически все записи в последние годы делаются в студийных условиях. Исключая фактор риска, они зачастую привносят в звучание некую стерильность. В стремлении к безупречности, теряют прелесть сиюминутности и непосредственности.

Как известно, все свои диски Сара Воон записывала «live». «Для меня единственно возможным способом воздать дань этой гениальной женщине была именно «живая» запись», - говорит Дайан. Джордж Дюк, продюсер диска «Призвание», принимал участие в записи одного из поздних дисков Сары Воон в качестве пианиста. Дайан Ривс он знает чуть ли не с детских лет. Не без гордости отмечает он, что ни один из участников записи не смог заметить и тени волнения, когда Дайан стала у микрофона и дала знак музыкантам -можно начинать. «А она волновалась, - смеется он. - Но знал об этом только я. Воистину царское владение собой». Прежде чем дать вам послушать еще один фрагмент из диска «Призвание», которому Сара Воон, по словам Дайан, была верна до последнего дыхания, до последней минуты своей творческой жизни - буквально несколько слов о биографии Ривс.

Родилась в Детройте. После смерти отца - ей было два года - вместе с матерью и сестрой переехала в Денвер, здесь же кончила школу, и здесь же на конференции «Популяризаторов джаза» была открыта трубачом Терри Кларком, ей было семнадцать. Начала выступать с его бигбэндом, работала с денверским Симфоническим оркестром, гатролировала с оркестром Сержио Мендеса.

Ее ментор Кларк Терри не только принял участие в записи последнего диска свой подопечной, но и «одолжил» ей свою замечательную способность импровизационного проборматывания текста, вторя ей в дуэте.

«В моей жизни не было никого, пока я не встретила тебя. До тебя я никого не любил»… Этот дуэт и завершит сегодняшнюю программу.

XS
SM
MD
LG