Линки доступности

Обзор печати от 5 марта 2002 г. - 2002-03-05


Бывший магнат в тоге диссидента. Что делать бедному царедворцу, оказавшемуся не у дел? С этого вопроса начинается статься о Борисе Березовском корреспондента «Лос-Анджелес таймс» Джона Данишевского. Бывший кремлевский фаворит теперь в Москву и носа не сует, но проблемы России его не оставляют. Обосновавшись в стильном районе Лондона Сэвил-роу, пишет автор, Березовский занялся новым для себя делом: диссидентством и защитой свободы слова. Он предлагает себя в вожди либеральной оппозиции и радеет за демократические ценности, которые, заявляет он, сегодня попираются новым поколением кэгэбэшников.

Недруги Березовского - и, как он сам признается, их немало, - посмеиваются над диссидентскими потугами магната, видя в них лишь попытку бывшего фаворита вновь быть допущенным в коридоры власти, пишет Данишевский. Тем не менее Березовский уверен, что в России у него есть пусть ограниченная, но влиятельная аудитория. Ей он доказывает, что Путин - креатура ФСБ, которая подстроила взрывы жилых домов в 1999 году, дабы облегчить своему ставленнику развязывание новой чеченской войны и восхождение на президентство. ФСБ не осталось в долгу, выстрелив в Березовского обвинением в пособничестве чеченским террористам. Березовский своими силами организовал собственное следствие по делу о взрывах. Будет ужасно для России, говорит он, если окажется, что люди, подстроившие диверсии, - те же, что стоят ныне у штурвала государства. Вместе с тем Березовский уже не утверждает категорически, что его следствие вскроет неопровержимые доказательства причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов.

«Сомнения насчет Путина впервые появились у меня тогда, когда в его кабинете на Лубянке я увидел бюст Дзержинского, - вспоминает Березовский. - Сомнения эти только усились, когда бюст перекочевал вместе с ним в кабинет премьер-министра». На сегодня, считает Березовский, Путин - полный диктатор, поставивший себя выше закона. В беседе с Данишевским Березовский подтвердил, что спорил с Путиным по поводу Чечни и учреждения должности полномочных президентских представителей. Окончательный разрыв между ними наступил в результате того, что Кремлю не понравилось освещение трагедии атомохода «Курск» лояльным Березовскому на тот момент телеканалом ОРТ.

Репутация у Березовского несомненно подмоченная, отмечает журналист, ссылаясь на московского аналитика Андрея Пионтковского. Тем не менее для многих либералов Березовский - чуть ли не единственный общественный деятель, бросивший открытый вызов Путину. Их противостояние может ощутимо отразиться на политическом развитии России, приводит автор статьи мнение другого московского аналитика Павла Вощанова. Березовский работает не на широкую публику (ее вес в России, говорит он, мизерный), а на шесть групп влияния: это губернаторы, олигархи, интеллигенция, военные и часть спецслужб. Все они недовольны растущим сосредоточением власти в руках Путина.

«Россия играет по-крупному в аудит»: так озаглавил свою статью шеф московского бюро журнала «Бизнес уик» Пол Старобин. Счетная палата России, пишет он, отчасти под влиянием статей в «Бизнес уик» занялась проверкой добросовестности финансовых ревизий, проведенных в «Газпроме» гигантом мирового аудита - компанией «ПрайсУотерхаус-Куперс». «Бизнес уик» писал о недовольстве инвесторов «Газпрома» работой этой компании, в частности, нежеланием ее перепоручить другому аудитору удостоверение чистоты отношений «Газпрома» с московской газовой компанией «Итера». По предварительным итогам проверки Счетная палата рекомендует «Газпрому» подыскать себе другого аудитора. Забвение аудиторами своего долга перед инвесторами и их унии с менеджментом - явление не новое и повсеместное, пишет Пол Старобин. Просто в России оно приобрело огромный размах, и это угрожает стране потерей ценнейшего инвестиционного капитала.

Если «ПрайсУотерхаус-Куперс» попрекают в сокрытии истинного состояния «Газпрома» и махинаций его высшего руководства, то другой гигант мирового аудита KPMG, возможно, повинен в тех же прегрешениях в финансовых ревизиях «Лукойла». В этой связи Старобин упоминает другую ведущую российскую нефтекомпанию ЮКОС, чьи акции взлетели на 850%, - не в последнюю очередь в силу сознательного решения руководства сделать деятельность компании более прозрачной для акционеров.

Водка - знаковый товар. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сабрина Таверниз прислала из Москвы заметку о войне водочной компании «Союзплодимпорт» с российским Минсельхозом. Последний хочет отобрать у «Союзплодимпорта» право распоряжаться товарными знаками марок водок «Столичной» и «Московской», которые компания успешно экспортирует за рубеж, на том-де основании, что право это было приобретено нечестным путем за гроши.

Генеральный директор Андрей Скурихин отбивается, и в порядке самозащиты перевел производство «Столичной» в Латвию. Это как разводить русских соболей в Гвадалахаре, иронизирует Сабрина Таверниз. Правительство, со своей стороны, нанесло ответный удар, запретив погрузку коробок с водкой на суда, стоящие в порту Калининграда. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно: по большому счету речь идет о том, позволено ли будет российским предпринимателям сохранить привилегии и имущество, доставшиеся им по дешевке в годы хаоса, последовавшие за развалом СССР.

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG