Линки доступности

Этические проблемы пересадки человеку органов животных - 2002-03-04


В прошлом году частная биотехнологическая фирма «PPL Therapeutics» добилась значительных успехов.

«В день Рождества мы праздновали появление на свет клонированных поросят. Это чрезвычайно важно для ксенотрансплантации», - говорит Дэвид Эйрс, вице президент фирмы по научной работе.

Ксенотрансплантацией называют межвидовую пересадку органов, в данном случае речь идет о пересадке людям органов свиней. По словам доктора Эйрса, с этой целью и были созданы поросята, у которых отсутствовал ген, кодирующий выработку белка, ответственного за отторжение чужеродных тканей иммунной системой человека.

«Попытки ксенотрансплантаций были предприняты в пятидесятых годах, - продолжает ученый. - Но все они были неудачными, потому что животные, у которых брались эти органы, не подвергались генной модификации. Тем не менее, был накоплен большой опыт по вопросу отторжения чужеродных тканей».

Отметим, что клонированные поросята - не первое достижение сотрудников лаборатории «PPL». В 96 году они создали клонированную овечку «Долли». На нынешнем этапе работы ученым необходимо удалить из клеток поросят второй ген, связанный с отторжением чужеродной ткани. Это позволит им приступить к экспериментам по трансплантации свиных органов обезьянам. Результаты применения технологии, используемой для этой цели, могут оказаться весьма неожиданными, включая создание препаратов для лечения диабета, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Ученые полагают, что использование генетически модифицированных органов свиней, поможет решить проблему нехватки человеческих органов для пересадок - таких, как сердце и почки. Не все одобряют идею использования для этой цели органов клонированных поросят. Дэвид Эйрс, тем не менее, отстаивает позицию ученых, готовых пересаживать людям органы животных: «Мы едим свинину в больших количествах. Речь идет о том, чтобы использовать от пятидесяти до ста тысяч генетически модифицированных свиней для лечения тяжело больных людей. Я лично убежден, что это намного этичнее, чем употреблять в пищу мясо этих животных».

Но эта точка зрения вызывает существенную критику. Харлэн Миллер из университета Virginia Tech в Блэксбурге, выступающий в защиту прав животных считает, что нет необходимости клонировать поросят для пересадки: «Каждый год на дорогах Америки погибает сорок пять тысяч человек. В основном это молодые, здоровые люди. Если бы десятая часть средств, идущих на эксперименты по клонированию животных, была бы потрачена на пропаганду идеи донорства органов, отпала бы необходимость в клонировании».

С этим не согласна Дорис Заллен из того же университета Virginia Тech. Но она ратует за осторожный подход к решению вопроса о ксенотрансплантации, которая с ее точки зрения таит в себе потенциальную опасность: «Наиболее существенный риск - возможность вирусных инфекций, неопасных для животных, но губительных для человека».

Помимо этого, ксенотрансплантация порождает множество философских вопросов. Например - меняется ли сущность человека пересадке органов животных?

По мнению доктора Заллен, дать ответы на все эти спорные вопросы необходимо. Однако, она опасается, что при выработке решений, касающихся использования органов животных для трансплантаций человеку, не окажутся принятыми во внимание все существующие позиции. Специалисты по вопросам этики настаивают на том, чтобы широкое обсуждение данной проблемы началось как можно скорее, так как первые клинические испытания пересадки свиных органов людям намечены на две тысячи шестой год.

XS
SM
MD
LG