Линки доступности

Афганцам остро нужна помощь - 2002-02-11


Нескончаемые войны и частые засухи привели к обнищанию Афганистана. Гуманитарная помощь попадает не во все районы страны и не тем, кто в ней больше всего нуждается. В Афганистане продолжаются боевые действия, а с ними и беззакония со стороны полевых командиров.

...В деревне Бонаваш на севере Афганистана молодая женщина по имени Фатима варит траву, добавляет в варево немного ячменной муки и выпекает некое подобие хлеба. Никакой другой еды за последний год у нее не было. Двое ее детей умерли от голода, третий болен. Летом по крайней мере трава немного мягче, чем зимой, говорит Фатима. В этот район Афганистана Всемирная продовольственная программа ООН доставила тысячу тонн муки, но до деревни Бонаваш и других голодающих селений помощь не дошла. Перевоз продовольствия гужевым транспортом - дело накладное, хотя и не столь дорогое, как даже самое дешевое оружие.

«Определить круг тех, кто больше всего нуждается в помощи, и обеспечить доставку продуктов в места их проживания, порой отдаленные и глухие, - это самая сложная задача, - говорит представитель американской государственной организации USAID в Центральной Азии Элизабет Квиташвили. - Огромные расстояния, отсутствие дорог, суровый климат - все это возносит гуманитарную миссию в ранг подвига».

Другим препятствием является бандитизм. Шайки разбойников грабят транспорты с продовольствием, которое они затем продают гражданам западных стран в Джалалабаде - городе, где царит полное беззаконие.

Сотрудник ООН Атикула Мохмад признается, что бандиты отнимают у него муку всякий раз, когда он пытается раздать ее бедным. Он не осмеливается въехать в Джелалабад, опасаясь, что там у него отберут и грузовик. Вину за беспредел он возлагает на местного полевого командира, но отказывается назвать его имя.

Не все полевые командиры ведут себя подобным образом, говорит работающий в Афганистане сотрудник Госдепартамента США Эдмунд Маквильямс: «Некоторые полевые командиры подчиняются кабульской администрации и помогают в распределении гуманитарной помощи. В прошлом большой положительной силой был, например, Исмаил Хан в Герате».

Американцы помогли оппозиции разбить талибов, без них она бы не добилась успеха, говорит Маквильямс. Теперь бывшая оппозиция должна смириться с тем, что у американцев в Афганистане есть определенные полномочия.

Если полевые командиры бросят вызов центральному правительству и предпочтут разбой цивилизованной жизни, Афганистану грозит беда, подчеркивает Маквильямс: «Если международное сообщество и кабульская администрация не решат проблемы преступности, особенно на востоке и юге Афганистана, то я не исключаю, что местное население вновь солидаризуется с радикальными элементами типа «Талибана», стоит тем пообещать навести порядок в стране».

Если держать полевых командиров в узде, восстановление Афганистана может произойти стремительно, полагает Элизабет Квиташвили. Афганцы - прирожденные предприниматели, умеющие делать бизнес даже в очень тяжелых условиях, что они в последний раз доказали при «Талибане»: «Программы экстренной помощи со временем, очевидно, перерастут в долгосрочные проекты реконструкции Афганистана, прежде всего в областях сельского хозяйства, здравоохранения и образования».

Даже небольшая помощь возымеет огромный эффект в Афганистане, говорит Фред Хочберг, бывший замдиректора Государственного управления содействия малому предпримательству в Вашингтоне. Всего за 50 долларов, отмечает он, в Афганистане можно купить подержанные холодильник, швейную машину и велосипед. Это орудия малого бизнеса, посредством которого можно бороться с нищетой, и такая помощь нужна Афганистану.

XS
SM
MD
LG