Линки доступности

Как живется российскому пенсионеру - 2002-02-04


В воскресенье премьер-министр России Михаил Касьянов выступил на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке. В своей речи он говорил об улучшающемся состоянии российской экономики. В ходе визита глава правительства также обсуждал возможность участия американских пенсионных фондов в налаживании работы накопительной пенсионной системы в России. А как живут российские пенсионеры при существующей системе социального обеспечения?

...Деревня Ожогово находится всего в 50 километрах от Москвы. Однако даже здесь возникает ощущение абсолютно другого мира, свободного от искушений большого города. Жители Ожогово не сталкиваются ежедневно с признаками улучшающегося благосостояния других людей, их не дразнят яркие огни рекламы, не искушают проносящиеся мимо шикарные иномарки, не манят непомерно дорогие рестораны. Поэтому о состоянии экономики они судят по себе и по жизни своих детей и внуков.

«Ну, жизнь неплохая, - считает Клавдия Ивановна Васильева. - Я очень довольна. Сейчас вот и пенсию дают нам, пожилым, и как хорошо! Мне кажется, неплохо живем. Я хорошо не жила, мне и такое хорошо... И пенсию дают, и жилье дают. Приехали работать - дали жилье. Это ведь праздник, можно сказать!»

Клавдия Ивановна приехала в Ожогово 30 лет назад. Сейчас ей 70 лет, пятнадцать лет из которых она проработала дояркой на местной ферме. Сейчас она живет одна на свою небольшую пенсию.

- Живу ничего, нормально. Пенсию получаю.

- Хватает пенсии?

- Так ведь как хватает, как будешь сорить деньгами. Поскупее. Так ведь не шибко разбежишься.

- При этом правительство у нас говорит, что с экономикой лучше, что жизнь стала лучше. Вы это ощущаете?

- Ощущаю. В детстве нас у мамы много было. Я жила в Ярославской области. Вот. Ощущаю, что сейчас лучше. Лучше-лучше. Бывало, кусок-то хлеба мама делила, и больше ты не возьмешь. - А что Вы едите?

- Вот, хлеб. Ну, чем питаться? Что смогу. Сварю похлебки, супчику.

- А мясо едите?

- Да ну, мясо... Мясом особо не разъешься.

Правительство за последнее время неоднократно говорило об экономических успехах России, приводя цифры, свидетельствующие о росте доходов населения. При этом, несомненно, остаются целые группы людей, к которым эти показатели не относятся, и первыми в этом списке стоят пенсионеры.

Эта проблема признается на самом высоком уровне. Перед своей поездкой в США на Всемирный экономический форум премьер Касьянов в разговоре с журналистами привел данные об увеличении пенсий. Глава правительства сказал, что тема долгов ушла в прошлое, и напомнил, что в прошлом году пенсии выросли на 20%, и если к началу января их средний показатель по стране составил 823 рубля, то в конце месяца - уже 1133 рубля. А в феврале этот показатель побил прожиточный минимум пенсионера и составил 1300 рублей (с учетом всех компенсаций).

Алексей Моисеев - ведущий экономист инвестиционной группы «Ренессанс Капитал». Он согласен с утверждениями правительства о положительной динамике в экономике, однако говорит, что процесс этот очень медленный и радовать в сложившейся ситуации могут только цифры на бумаге: «Если честно, я не могу себе представить, как в реальности пенсионеры могут выживать на ту пенсию, которую им сейчас платят, - признается Моисеев. -Конечно, надо учитывать, что это те люди, которые пережили войну, некоторые из них не одну войну, и, конечно, навыки выживания у них потрясающие. Это, конечно, очень большая проблема. Но с другой стороны, демографические тренды таковы, что быстрого исправления ситуации ждать не приходится. Я думаю, что пенсии будут расти. Проблема в том, что если она в течение двух лет вырастет с 50 до 100 долларов, это все равно будет очень тяжелая жизнь».

...В Ожогово жизнь идет своим чередом. В местный магазин завозят мясо только летом, когда деревня наполняется дачниками. Но жители Ожогово довольны. Пенсии платят вовремя. Каким-то образом удается сводить концы с концами.

Социологи отмечают парадоксальное несоответствие реальной ситуации с оценкой своего дохода большинством людей, живущих на бюджетную зарплату или пенсию. С одной стороны, пенсии едва хватает на жизнь. А с другой стороны, в обществе не отмечается признаков социальной напряженности и растущего недовольства.

По мнению аналитика Алексея Моисеева, социальный взрыв, подобный аргентинскому, не в характере российского человека: «Люди больше смотрят на динамику их доходов. Если сегодня человек получил 50 долларов, а в следующем месяце 55 долларов, он видит для себя реальное улучшение. Социальный взрыв в России может произойти только, когда центральное правительство деморализовано».

Директор Центра крестьяноведения и аграрных реформ социолог Александр Никулин указывает, что для России всегда характерно было долготерпение. По его словам, российский человек всегда предпочтет довольствоваться малым, надеяться на возможные перемены к лучшему, а не возмущаться и идти на конфликт с властью: «Удивительная кротость, покорность по отношению к судьбе, жизненным обстоятельствам... Надо сделать что-то ужасно гадкое и репрессивное, чтобы действительно довести население до состояния бунта. У нас население никогда в открытую не бунтует. Оно потихоньку подкапывает под власть, и лет через двести власть проваливается в пропасть. Так произошло с домом Романовых, так произошло с КПСС. По этому принципу и живет население. Это так называемое оружие слабых, но в условиях авторитарного государства оно часто более эффективно».

...Так и живет себе Ожогово тихой, спокойной жизнью российской деревни. Клавдия Ивановна летом сажает овощи и делает заготовки, чтобы хоть как-то протянуть зиму. А городские пенсионеры ищут другие способы выживания, собирая пустые бутылки на улицах и роясь в помойках. А тем временем растут цены на лекарства и поднимаются тарифы на электроэнергию и транспорт. Эксперимент на долготерпение российского народа продолжается.

XS
SM
MD
LG