Линки доступности

Обзор печати от 28 января 2002 г. - 2002-01-28


Афганские дивиденды Путина. «Россия, прикрываясь глобальной антитеррористической кампанией, усиливает репрессии в Чечне, - заявляет министр иностранных дел Республики Ичкерия Ильяс Ахмадов. - Администрация Буша, не желая ставить под угрозу американо-российский детант, заметно поубавила критику нарушений прав человека в Чечне», - сказал Ахмадов. На прошлой неделе, будучи в американской столице, - в первый раз после одиннадцатого сентября - Ахмадов встретился с журналистами и членами редколлегии газеты «Вашингтон таймс». Отчет о беседе подготовил корреспондент газеты Дэвид Сэндс.

В Вашингтоне у Ахмадова была встреча с сотрудником американского внешнеполитического ведомства, но не высшего и даже не среднего звена. Встреча продолжалась всего два часа. Поскольку США не признают Ичкерию, встреча проходила за пределами здания Государственного департамента. Пресс-секретарь Госдепа отказался комментировать итоги встречи.

«В прошлом Кремль резко реагировал на вояжи Ахмадова в США и Западную Европу, - говорится в статье. - И нынешний весьма скромный прием, оказанный чеченскому посланцу, МИД России назвал «недружественным шагом» и призвал Вашингтон неукоснительно следовать обязательству бороться с терроризмом».

Последний раз Ильяс Ахмадов был в Вашингтоне в марте, и тогдашний визит его сторонники охарактеризовали как эпохальный. Чеченский эмиссар был впервые принят на высоком уровне - второго заместителя государственного секретаря, на тот момент правда еще не утвержденного в должности. «На сей раз он удостоился куда меньшей чести. Это Государственный департамент подтвердил, хотя и не раскрыл имя своего сотрудика, встречавшегося с Ахмадовым», - пишет Дэвид Сэндс.

В беседе с корреспондентами и редакторами «Вашингтон таймс» Ахмадов категорически отвергал утверждения России о связях чеченского сопротивления с Усамой бин Ладеном, о том, что чеченцы воюют на стороне «Аль-Кайды» в Афганистане и наоборот. «Усама бин Ладен ни разу не упомянул Чечню ни в одном из своих заявлений, и ни я, ни кто-либо из членов нашего правительства никогда с ним не встречался, - сказал Ахмадов и добавил, - среди пленных в Афганистане есть американец, англичане и граждане других западных стран, но не одного чеченца».

«Циничная политика России, нацеленная на то, чтобы втиснуть освободительную войну в Чечне в рамки глобальной антитеррористической кампании, приносит свои плоды», - приводит Сэндс замечание директора известной правозащитной организации «Human Rights Watch» Рида Броди.

Хождение по яичной скорлупе. Визиту Ильяса Ахмадова в американскую столицу посвятил статью в «Вашингтон пост» и видный политический обозреватель Фред Хайат. «Негоже Государственному департаменту окутывать плотной завесой таинственности встречу с министром иностранных дел законного избранного правительства Чечни - и всего ради того, чтобы, не дай Бог, не задеть чувства кремлевского друга нашего президента, который обижается всякий раз, когда слышит о зверствах, совершаемых его армией на Северном Кавказе, - пишет Хайат. - После беспрестанных атак на Клинтона за то, что тот предал забвению трагедию чеченцев, команда Буша не могла просто отвернуться от Ахмадова, но решила, что его встреча в пустынной аудитории университета имени Джорджа Вашингтона с заведущими Русским сектором Государственного департамента не очень разозлит Путина, - говорится в статье.

«Поведение администрации представляется несколько странным, - продолжает Хайат. - Во-первых, потому что первый заместитель госсекретаря Армитадж, когда его утвержали в Сенате, заявил, что посланников Чечни будет принимать официально второй заместитель государственного секретаря, из чего, наверное, должно было следовать, что такие встречи не будут проходить в пустых университетских аудиториях. Во-вторых, потому что западные европейцы, хотя им и свойственно заигрывать в Москвой, проявили в этом вопросе известное мужество: соратник Ахмадова был принят и в британском МИДе, и в Парламентской ассамблее Совета Европы. В-третьих, и это самое странное, политика Буша в отношении Чечни - в той мере, в которой она вообще существует - нацелена на то, чтобы убедить Путина в невозможности военного решения проблемы и в неизбежности переговоров с Ахмадовым. Как можно убедить в этом Путина, если администрация Буша сама чурается Ахмадова»? - задается вопросом автор статьи в «Вашингтон пост».

Как отмечает далее Фред Хайат, в контексте публичной дипломатии становится до конца понятным смысл наступления Путина на независимые средства массовой информации в России, которые одни и могли пролить хоть какой-то объективный свет на сложные события, происходящие на Северном Кавказе, и поставить под сомнение тождественность операций в Чечне и в Афганистане. «Но свет истины, худо-бедно, пробивается из Чечни, - пишет журналист. - По состоянию на зиму прошлого года, после второго года второй чеченской войны, число убитых чеченских бойцов, по самым скромным подсчетам, измеряется цифрой порядка двенадцати тысяч, гражданских лиц - от пятидесяти пяти до шестидесяти тысяч; число перемещенных лиц достигает ста сорока восьми тысяч. «Ковровые бомбардировки и артобстрелы, убийства мирных граждан, похищения людей - все эти действия федеральных войск в совокупности уничтожают генофонд Чечни; истреблению подвергаютсяч мужчины от шестнадцати до пятидесяти лет», - приводит Хайат мнение помощника президента Картера Збигнева Бзежинского.

«Способна ли администрация найти баланс между геополитическими интересами и идеалами защиты прав человека? Частично на этот вопрос ответит предстоящий на днях визит высокопоставленной американской делегации в Узбекистан», - заключает свою статью обозреватель «Вашингтон пост» Фред Хайат.

«Дядя» отключил эфир для партнеров «ТВ-6». Московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сабрина Таверниз рассказывает, какой удар нанесло закрытие «ТВ-6» провинциальным телестанциям по всей России. На следующий день после отключения московского канала, его партнер в сибирском городе Сургуте начал показывать любимца студийных работников - попугая. В Ставрополе информационные программы заменили музыкальными клипами. А в Самаре показывают черный экран. «В Москве хотя бы есть возможность забить эфир спортивными трансляциями. А что делать в остальной России?» - сказал глава самарской телестанции Виталий Добрусин.

«Сто пятьдесят шесть партнеров «ТВ-6» оказались в тяжелом положении, - продолжает журналистка. - Местные станции работали на контракте с московским каналом, закрытым, по общему мнению, из-за раздражения, которое продолжает вызывать у Кремля держатель акций «ТВ-6» Борис Березовский. «Все понимают, что финансовые претензии к «ТВ-6» - предлог для расправы с независимым телевидением, - сказал Валерий Голубовский, генеральный директор Ставропольской вещательной корпорации. - Рекламодатели заплатили нам за два месяца вперед. Что прикажете им сказать? Что дядя в Москве приказал отключить эфир?»

Голубовскому вторит генеральный директор телевидения «Афонтово» в Красноярске Александр Карпов. Его станция получала в месяц 15 тысяч долларов за трансляцию рекламы. Без этих денег партнеру «ТВ-6» «Афонтово» грозит банкротство или переход под покровительство местных вельмож.

«В стране насчитывается около шестисот региональных станций, в основном - частных, - отмечает корреспондент «Нью-Йорк таймс». - Многие представляют альтернативные точки зрения. В ряде областей, по словам президента Российской академии телевидения Владимира Познера, местные станций привлекают больше людей, чем программы московских каналов. Это имеет особую важность в регионах, управляемых губернаторами со склонностью к самоуправству».

В заключение своего репортажа Сабрина Таверниз сравнивает сложившуюся в России ситуацию со старым анекдотом советских времен, рассказанным ей Александром Карповым. Человек включает телевизор на первой программе. Там что-то невнятное бормочет Брежнев. Переключает на вторую программу - там тот же Брежнев. На третью - опять нечленораздельный генсек. На четвертой программе возникает генерал КГБ, который грозит зрителю пальцем: «Ты у меня докрутишься!».

Обзор подготовили Евгений Аронов и Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG