Линки доступности

Путин повторяет НЭП? - 2002-01-25


Сегодня мы передаем вторую часть интервью с Н.В. Злобиным - российским историком и политологом. Николай Васильевич - старший научный сотрудник вашингтонского Центра оборонной информации и директор русскоязычного информационного агентства «Washington ProFile», также находящегося в Вашингтоне. Кроме того, он является главным редактором выходящего здесь же журнала «Демократизация».

Владимир Фрумкин: Я не профессионал-политолог, но у меня возникло такое ощущение, что Владимир Путин вольно или невольно использует опыт ленинского проекта НЭПа, то есть экономическое расслабление, некоторая свобода и - укрепление политического контроля сверху.

Николай Злобин: Я думаю, что вы правильно чувствуете тенденцию, более того, я думаю, что это хорошая историческая параллель. То, что сегодня создается в политической сфере в России, очень напоминает двадцатые годы: при экономической либерализации происходит создание своего рода государственных монополистов. Мне кажется, что Путин в политике использует структуру «Газпрома», который ведь чем интересен? Он вроде бы и независим, и при этом 51% акций контролируются государством. То же самое Путин пытается создавать в сфере политической. И такое впечатление, что создается «Газпром» в каждой области. То есть происходит примерно то же самое, что в двадцатые годы, когда создавались эти огромные монопольные объединения типа «Главсахар», «Главнефть», «Главвагон» и так далее, в которых при частной инициативе контроль был в государственных руках. То же самое происходит сегодня в России и в сфере политической, в том числе в сфере средств массовой информации. Да, там есть независимые журналисты, да, есть независимые издания, да, есть определенные свободы, но при этом контроль находится в руках государства.

В.Ф. К чему эта тенденция может привести?

Н.З. Я думаю, она ведет к тому, что мы теряем потенциальные элементы демократического развития, которые были - при всей их незрелости - в девяностые годы. И если сегодня в области экономики можем сказать, что Россия делает определенные шаги вперед (хотя я не эксперт в экономике, это противоречивый вывод, сегодня многие спорят с ним), то в области политики мы явно делаем маленькие, но последовательные шаги назад.

В.Ф. Но это же скажется в свое время и в экономике?

Н.З. В свое время это скажется в экономике, в свое время это скажется на главном - на возможности осуществлении главной стратегической цели, по крайней мере официально сформулированной президентом Путиным: интеграции России в Запад. Потому что интеграция в Запад означает не только интеграцию военную (например, на почве борьбы в Афганистане), не только интеграцию экономическую: это важно, конечно, но это не главное. А Запад, как мы знаем, выдвигает ряд главных критериев для принятия новых членов в «клуб» западных стран: это права человека, свободные СМИ, демократическое развитие, доступ к информации и так далее. И вот в этой сфере, мне кажется, прогресса, движения в сторону интеграции, Западом в России не наблюдается. Более того, совершенно очевиден регресс.

В.Ф. В связи с этим у меня последний вопрос. «Нью-Йорк таймс» опубликовала редакционную статью, в которой говорится, что президент Буш должен поставить этот вопрос перед президентом Путиным, когда он с ним будет беседовать по телефону и особенно когда он посетит Москву: вопрос о свободе слова и средств массовой информации в России - несмотря на то, что Америка заинтересована в сближении с Россией, в ее участии в общей борьбе против терроризма. Как российский историк и политолог, что вы скажете об этом?

Н.З. Я думаю, что такая постановка вопроса справедлива. Главное, что американцы сейчас начинают понимать, что им гораздо важнее, дешевле и надежнее иметь демократическую Россию, чем десяток договоров, подписанных с Россией. Подпись России, контроль, подсчет ракет, совместные учения, договор о сотрудничестве НАТО и России - это все важно, и, может быть, это нужно делать. Но главное, что американцы сегодня начинают понимать, - важнее, чтобы Россия была нормальной демократической страной. Тогда вопросы контроля над вооружениями, вопросы недоверия, вопросы о сотрудничестве решаются гораздо легче и дешевле. Я надеюсь, что Бушу хватит политической мудрости подняться сегодня в отношении России над непосредственным военными и тактическими нуждами Америки и выставить некоторые рекомендации, связанные со стратегическим продвижением России в сторону создания развитой демократической системы, куда будут входить и свобода прессы, и соблюдение прав человека, и открытость общества, и открытость правительства перед прессой.

XS
SM
MD
LG