В художественном музее города Милуоки (штат Висконсин) экспонируется выставка поздних работ американского художника Милтона Эйвери. Американец из Новой Англии, один из ведущих американских художников-модернистов, он известен в художественном мире тем, что породнил традиции реализма в американском изобразительном искусстве с абстрактным европейским искусством XX столетия.
Эйвери, художник-самоучка, от природы был наделен ярким талантом. Он начал свою карьеру довольно поздно. В 1925 году, когда ему было уже 40 лет, он оставляет работу на фабрике в Коннектикуте и переезжает в Нью-Йорк, чтобы полностью отдаться искусству.
У Эйвери был свой собственный метод работы. Сначала он делал наброски в маленьких блокнотах, писал с них акварели, с которых затем создавал картины. Все его творчество - это непрерывный процесс работы над совершенствованием техники и художественного восприятия.
Милтон Эйвери считается одним из ведущих американских современных художников, хотя его имя не стоит рядом с такими суперзвездами, как Джексон Поллок и Марк Ротко. При жизни Эйвери считали «художником с большой буквы, к которому питали уважение другие художники». Но - в отличие от Поллока и Ротко - ему была чужда сенсация.
К началу 40-х годов о Милтоне Эйвери говорили как об «американском фовисте» за то, что он использовал в своей палитре яркие, контрастные краски. Но к концу того же десятилетия в его палитре появились более спокойные тона. Заметно изменилась также его манера писать портреты и человеческую натуру. Фигуры и лица были узнаваемы, но стали стилизованными.
На выставке в Милуокском музее 53 лучших из лучших картин позднего периода художника. Это преимущественно пейзажи морского побережья Новой Англии. Эйвери - своеобразный и блестящий мастер цветовой гармонии. Настроение безмятежной радости в его работах передается нежными тонами зеленоватого неба и розовых пляжей. Характерными для этого периода можно считать картины «Эллинг у моря» и «Купанье и солнечные ванны». Эти картины сродни цветным абстракциям Марка Ротко, который боготворил своего старшего товарища и, в свою очередь, побудил Эйвери к исследованию области абстрактного экспрессионизма.
Студия Милтона Эйвери была местом встреч молодых художников. «Трудно выразить словами, какое значение имели для нас встречи в этой знаменитой студии, - вспоминал Ротко. - Мы позировали ему и с жадностью ловили каждое его слово. Стены студии всегда были увешаны картинами, полными поэзии и света».
В 1974 году в посольстве США в Москве показывалась выставка под название «Американская живопись: 1830-1970 годы» из коллекции нью-йоркского музея «Метрополитен». Милтон Эйвери был представлен картиной «Купанье и солнечные ванны». Эта картина была написана в 1945 году, завершающем году Второй мировой войны. В первые послевоенные годы нужно было обладать большим мужеством, чтобы, как Эйвери, оставаться верным себе и своему стилю. Новое американское искусство было тенденциозно-экспрессивным, несколько напыщенным и всегда вызывающе новаторским, с огромным разнообразием стилей и художественным приемов.
«Милтон Эйвери никогда не делил свои работы на периоды», - говорит куратор выставки в Милуокском музее Роберт Карлтон Хоббс, который определяет поздний период творчества художника работами, созданными после 1947 года, когда нью-йоркская галерея Дюрана-Рюэля устроила его первую ретроспективную выставку. Эйвери было тогда 62 года.
Выставка поздних работ Милтона Эйвори проходит в только что открытом новом крыле Милуокского музея, построенного в ультрасовременном стиле по проекту испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Некоторые члены дирекции музея опасались, что картины Эйвери будут плохо гармонировать с внутренним и внешним видом нового здания. «Теперь, - говорит директор музея Рассел Боуман, - многие считают эту выставку самой успешной за последнее время».