Линки доступности

Арафат меняет ориентацию? - 2002-01-24


Весть о перехвате израильскими коммандос торгового судна «Карине А» с оружием для палестинцев вызвала настоящую политическую бурю. Особое внимание привлек тот факт, что оружие - иранского происхождения. Не указывает ли это на новый стратегический альянс в ближневосточном раскладе?

Три года назад верховный аятолла Ирана Али Хаменеи заклеймил Ясира Арафата как «лакея сионизма». На следующий день глава поддерживаемой Ираном ливанской группировки «Хезболлах» шейх Насралла назвал Арафата «позором Палестины, арабизма и ислама» и призвал палестинцев убить его.

И вдруг 3 января израильтяне перехватывают в Красном море 50 тонн оружия, отправленного из Ирана в контролируемый Арафатом морской порт в полосе Газа. Это событие заставило политиков во многих столицах со вниманием отнестись к утверждениям Израиля о возникновении нового тайного «треугольника террора» в составе Палестинской администрации, Ирана и «Хезболлаха».

Советник израильского правительства Доре Голд, комментируя захват «Карине А», подчеркнул: «Иранское участие в этой сделке лишний раз подтверждает вывод о том, что Тегеран хочет расширить свое участие в ближневосточном конфликте, главным образом, за счет терроризма».

Иран, естественно, отмежевался от истории с «Карине А». Представитель Палестинской администрации заявил: «Между нами и Ираном нет никаких связей по линии обороны и безопасности». Однако сейчас мало кто ставит под сомнение наличие таких связей. Вражда между Тегераном и Палестинской администрацией сменилась активным сотрудничеством после возобновления интифады в сентябре 2000 года, пишет корреспондент бостонской газеты «Крисчен сайенс монитор» Николас Блэнфорд. Полгода спустя в Тегеране прошла конференция 34 мусульманских государств и организаций, включая такие группировки, как «Исламский джихад», ХАМАС и «Хезболлах». Делегат палестинцев Салим аль-Зенун провозгласил с трибуны этой конференции: «Норвежские соглашения оказались песчаными замками иллюзий».

Сразу после этого Тегеран включился в активные мероприятия по срыву усилий Вашингтона в налаживании диалога между сторонами конфликта на Ближнем Востоке. В Иране открыли госпиталь для лечения раненных боевиков-палестинцев.

По сведениям израильских разведслужб, операцию по закупке и доставке оружия из Ирана проводил Имад Мугние, числящийся в фэбээровском списке наиболее опасных террористов. Как полагают, он возглавляет в руководстве «Хезболлаха» отдел диверсий, финансируемый и направляемый иранской разведкой. В послужном списке Мугние - целый ряд кровавых акций, унесших жизни сотен граждан США. Террорист обвиняется во взрыве казармы морских пехотинцев в Бейруте в 1983 году, в захвате самолета компании TWA в 1985 году и похищении десятков людей во время гражданской войны в Бейруте в 80-х годах, в том числе резидента ЦРУ в Ливане Уильяма Бакли. По агентурным данным, Мугние лично пытал и убил Бакли.

До последнего времени «Хезболлах» действовал на северной границе Израиля. Сотрудничество с Арафатом открывает перед группировкой возможности оперировать и с территорий Западного берега Иордана и полосы Газа.

Что касается самого Арафата, то, по мнению профессора Американского университета в Бейруте Низама Хамзы, у главы Палестинской администрации не остается иного выбора, кроме как переориентироваться на Иран. Внутри палестинского движения Арафат потерял авторитет среди сторонников «Исламского джихада» и особенно ХАМАСа. Правительство Шарона объявило Арафата «нерелевантной фигурой» и, похоже, не считает его более серьезным партнером в переговорном процессе. «Единственной надеждой для председателя ООП, таким образом, остается военно-политическая сделка с Ираном и включение в игру «Хезболлаха»», - считает профессор Хамза.

XS
SM
MD
LG