Линки доступности

Обзор печати от 18 января 2002 г. - 2002-01-18


Путин на Висле. «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс» продолжают подробно освещать и комментировать визит российского президента Владимира Путина в Польшу. «Польша рассчитывает извлечь выгоды из более тесных связей с Россией», - сообщает из Варшавы корреспондент калифорнийской газеты Дэвид Холли. «В ходе своего визита в Польшу Путин делает акцент на расширении торговли и завязывании новых связей», - вторит ему в корреспонденции из Познани коллега Холли из «Нью-Йорк таймс» Иэн Фишер.

«Я не вижу никаких проблем в российско-польских отношениях, из-за которых нам следовало бы нервничать и которые было бы невозможно разрешить», - цитирует «Нью-Йорк таймс» заявление Путина во время посещения Варшавы. В то же время, продолжает корреспондент, Путин, находясь в стране, где еще свежи воспоминания об ужасах недавнего прошлого, явно почувствовал необходимость сделать определенные жесты, чтобы смягчить чувства горечи поляков по отношению к России - даже несмотря на то, что официальный визит был главным образам посвящен развитию торговых и экономических связей. Перед возвращением в Москву российский президент сделал неожиданную остановку у памятника пятидесяти жертвам восстания в Познани осенью пятьдесят шестого года. Это восстание, подавленное коммунистическими властями, было одним из первых проявлений народного недовольства в странах коммунистического блока после смерти Сталина. «Насколько можно судить, поляки отнеслись к визиту Путина со смешанной надеждой, любопытством и восхищением личностью российского президента, - пишет Иэн Фишер в «Нью-Йорк таймс». - В то же время его символические жесты (как, например, возложение венков к памятнику бойцам Армии Крайовой в Варшаве) не совсем оправдали надежды тех поляков, которые надеялись на окончательное примирение. Польские газеты долго гадали, выступит ли российский президент перед депутатами Сейма и посетит ли памятник героям и мученикам Варшавского восстания 1944 года. Как известно, это восстание было жестоко подавлено нацистскими оккупантами при полном безучастии Красной Армии, стоявшей на правом берегу Вислы. Не обмолвился Путин и о трагической судьбе пленных польских офицеров, расстрелянных НКВД в Катыни», - отмечает корреспондент.

«После встречи с российским президентом Владимиром Путиным польский премьер-министр Лешек Миллер уверенно предсказал, что экономика Польши выиграет от укрепления польско-российских политических связей, - пишет корреспондент «Лос-Анджелес таймс» Дэвид Холли. - Польское общество активно разделяет эти надежды. Дипломатические шаги Путина как раз и были сконцентрированы на стимулировании этих надежд». В то же время автор корреспонденции обращает внимание и на скептические голоса, раздающиеся на страницах польской прессы: «По мнению скептиков, Польша ожидает слишком многого от этого двухдневного визита», - пишет он и приводит мнение одного из критиков - обозревателя газеты «Речь посполита» Рафала Земкевича, который заявил: «В газетных комментариях в связи с визитом Путина, по моему убеждению, желаемое в основном выдается за действительное».

«Большая игра» на нефтяной лад. Статью американского дипломата Ричарда Батлера в газете «Нью-Йорк таймс» сопровождает рисунок с изображением орла, медведя и верблюда. Верблюд, символизирующий арабские страны, стоит на заднем плане под пальмой у пустых нефтяных бочек. Центральное место на картинке занимает традиционный символ России - медведь: он откручивает вентиль нефтяной трубы. К медведю подлетает орел, словно сошедший с американского герба, в когтях у него пустой бидон. Заголовок статьи гласит: «Новая нефтяная игра, новые победители. Россия и США способны потеснить ОПЕК».

«В некотором смысле нефтяная политика может оказаться наиболее важной сферой в процессе налаживания отношений России с Западом, - указывает автор статьи Ричард Батлер, постоянно прикомандированный к Совету по международным отношениям - влиятельной американской общественной организации. - В результате проведения независимой политики цен на нефть России удалось в последние два года стабилизировать свою экономику. Эти годы были первыми годами действительного роста российской экономики, главным образом благодаря росту добычи и экспорта нефти. В то же время Россия при президенте Путине научилась, наконец, ответственно и надежно договариваться с американскими нефтяными компаниями, а также кооперироваться в уважительном и продуктивном духе со своими бывшими центральноазиатскими республиками».

«Короче говоря, - продолжает Батлер, - Путин, по-видимому, изыскал пути разумного сочетания политики и нефти. Долговременная перспектива вырисовывается достаточно четко: эксплуатация нефтяных ресурсов Центральной Азии будет продолжаться, а Россия получит от этого крупные доходы. Вопрос упирается в то, смогут ли США использовать эту ситуацию в своих интересах. Война в Афганистане убедила многих американцев, что Саудовская Аравия - не самый надежный союзник. Саудовский режим важен для Запада только с точки зрения его нефтяных месторождений. Поэтому ослабление зависимости Запада от саудовской нефти (не говоря уже об иракской) может принести ему только пользу».

«Стимулы к сотрудничеству США с Россией, Казахстаном, Туркменистаном и другими государствами центральноазиатского региона значительно перевешивают стимулы к конфронтации, - считает автор. - Нет необходимости повторять «Большую игру» (так называли соперничество между Россией и Великобританией в Центральной Азии в XIX веке). Для налаживания сотрудничества России следовало бы отказаться от тесных связей с режимом Саддама Хусейна и иранскими военными. Со своей стороны США должны проявить больше осмотрительности при создании баз в странах Центральной Азии, таких, как Киргизия». «Лучше сообща строить нефтепроводы и меньше строить военных баз», - заканчивает свою статью Ричард Батлер.

Борис Йордан отрицает. Несколько дней назад «Уолл-стрит джорнэл» напечатала редакционную статью под заголовком «Закон и правда» в связи с решением российского арбитражного суда о ликвидации телекомпании ТВ-6. В статье осуждались действия российских властей: газета расценила решение о ликвидации последнего российского независимого телеканала как наступление на свободу средств массовой информации в России. Упоминалась в статье и история со сменой руководства телеканала НТВ, на котором ранее работали многие из журналистов ТВ-6.

Председатель правления директоров «нового» НТВ Борис Йордан обратился в редакцию «Уолл-стрит джорнэл» с письмом, утверждая, что «насильственного захвата» НТВ никогда не было. Кроме того, Йордан уверяет, что Кремль не оказывает никакого давления на редакционную политику канала.

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG