Судя по всему, напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном, грозившая непредсказуемыми осложнениями в регионе, где идет война, идет на убыль.
Обозреватели мировых СМИ отмечают, что дипломатическое давление Соединенных Штатов, Великобритании и их союзников на Дели и Исламабад принесло плоды, хотя и не устранило взаимной подозрительности и недоверия, накопившихся за много десятилетий противостояния. Многие считают, что субботнее выступление президента Пакистана, в котором генерал Мушарраф заявил, что его правительство не потерпит происков терроризма «под завесой кашмирского дела», может создать новый климат отношений с Индией.
Речь Мушаррафа вызвала большой резонанс. Глава Пакистана обещал, что его страна не будет служить базой для нападений кашмирских боевиков на соседний индийский штат Джамму-и-Кашмир. Полиция и силы безопасности Пакистана задержали не менее полутора тысяч исламистов - членов пяти организаций, объявленных вне закона. Как пояснил министр внутренних дел страны Нансим Нурани, религиозные активисты задержаны по подозрению в противодействии распоряжениям правительства. Одновременно были закрыты штаб-квартиры и сотни офисов запрещенных группировок. Среди них - две наиболее воинственные организации, не признающие прав Индии на Кашмир. Именно на них индийские власти возложили ответственность за дерзкое нападение на парламент страны в декабре.
Официальный Дели воспринял принятые Мушаррафом меры со сдержанным удовлетворением. На пресс-конференции накануне отлета в Вашингтон для консультаций с руководством Пентагона министр бороны Индии Джордж Фернандес подчеркнул, что его страна «по горло сыта терроризмом». В этой связи полмиллиона солдат и офицеров, сосредоточенных вдоль границы с Пакистаном, не будут отведены до тех пор, пока Индия не убедится, что Пакистан действительно прекратил трансграничное просачивание террористов на территорию индийского штата Джамму-и-Кашмир.
«Правительство Индии понимает, что генералу Мушаррафу нужно время для выполнения взятых на себя обязательств, - продолжал глава военного ведомства Индии, - но Дели хочет видеть прогресс в этом деле. Осуществление намерений требует времени. Однако ожидания не могут тянуться бесконечно. Мы не рассчитываем, что результаты проявят себя незамедлительно. Но ситуация не позволяет мириться с проволочками».
Как отметил министр Фернандес, Индия не может смириться с гибелью каждую неделю в Кашмире до двух десятков солдат и офицеров. Со своей стороны правозащитные организации считают, что с момента сепаратистского восстания в Кашмире там было убито свыше 35 тысяч человек. Кашмирские националисты заявляют, что число погибших значительно выше.
Обозреватели отмечают, что меры правительства Мушаррафа заставят кашмирских боевиков уйти в подполье. Долгие годы они действовали совершенно открыто при поддержке пакистанских спецслужб. До 11 сентября пакистанские власти благосклонно относились к вербовке молодежи в такие организации как «Лашкар-и-Таиба». Сейчас ее представитель Абдулла Сайяф заявил: «Мы будем сражаться на невидимом фронте».
«Поворот в официальной линии Исламабада, объявленный по телевидению в субботу президентом Мушаррафом, слишком крут, чтобы выносить суждения о последствиях», - пишет корреспондент газеты «Вашингтон пост» в Карачи Камран Хан. Он не исключает ответных действий боевиков против властей страны. Основу исламских экстремистских группировок составляют необразованные юноши из бедных семей, для которых «дело освобождения Кашмира» является единственным занятием и источником существования. По оценкам компетентных органов, их насчитывается около пяти тысяч. «Если такая армия уйдет в подполье, законность и порядок в Пакистане окажутся под угрозой», - сказал Камран Хану профессор права университета Карачи Саид Хафса.