Линки доступности

Ситуация в Туркменистане<BR><I>Интервью с Борисом Шихмурадовым<BR>Часть 2</i> - 2002-01-11


Из всех государств СНГ Туркменистан - едва ли не самое загадочное. В каракумских песках, на границе с Афганистаном и Ираном уверенной рукой президент этого государства Сапармурад Ниязов (известный миру также как Туркменбаши («Вождь всех туркмен») правит Туркменией, поражая иностранцев дворцами и грандиозными проектами. Бесплатный газ для населения и прочие экзотические приметы поначалу создавали иллюзию, что «золотой век» туркменского народа, возможно, не за горами. Ниязов обещал населению турецкую модель демократии при едва ли не кувейтском богатстве. Однако все это на поверку оказалось сильным преувеличением. В стране отчетливо просматриваются кризисные явления. Население бедствует, в то время как руководство озабочено грандиозными проектами и престижными стройками. Среднегодовой доход на душу населения составляет лишь 660 долларов, и кардинального изменения ситуации не предвидится. Шикарные отели, которые воздвигли по указу Ниязова строители в Ашхабаде, стоят полупустыми.

Из страны с традиционно высоким уровнем терпимости, интернационализма и политкорректности массово эмигрируют представители национальных меньшинств. Уезжают и многие туркмены, и не только из-за отсутствия политических свобод, но и из-за нарастающих экономических трудностей. Обучение в русских школах Туркмении сокращено до 9 лет.

Культ личности Туркменбаши давно перерос рамки восточного чинопочитания, и даже самые патриархальные туркмены раздраженно реагируют на восхваления в адрес президента. Настольной книгой в школах и высших учебных заведения стала «Руханма» - толстый кодекс норм и правил, который составили туркменские историки по социальному заказу Туркменбаши. Этот труд прославляет историю туркмен, утверждая, что ее едва ли не пять тысяч лет.

Кадровая чехарда в руководстве страны заставляет опасаться за свое место в жизни не только обычных людей, но и государственных деятелей. Немногочисленная политически активная оппозиция выдавлена в эмиграцию. Недавно в отставку был вынужден уйти и посол этой страны в Пекине Борис Шихмурадов. Для многих аналитиков это стало свидетельством кризисных явлений в Туркменистане.

Журналист Рустем Сафронов решил поговорить о ситуации в Туркмении с Борисом Шихмурадовым - создателем нового оппозиционного движения. На родине ему предъявлены тяжкие уголовные обвинения, и потому он скрывается от ниязовской службы безопасности за рубежом. Борис Шихмурадов знает в ситуацию в этой самой закрытой стране Содружества независимых государств не понаслышке: многие годы он был бессменным министром иностранных дел независимого Туркменистана. После своего отстранения с поста министра иностранных дел летом 2000 года Шихмурадов некоторое время занимался вопросами размежевания Каспийского моря и региональной дипломатией. Однако в ноябре минувшего года он порвал с официальным Ашхабадом, заявив о переходе в оппозицию к правящему в Туркмении режиму. Былые оппозиционеры, уже заявлявшие о намерения избавить страну от пожизненного президента Ниязова, пока не смогли добиться этого: Туркменбаши уже 10 лет крепко держит бразды правления в своих руках. О своих намерениях и том, как он видит будущее Туркменистана, рассказывает в интервью «Голосу Америки» новый оппозиционер Борис Шихмурадов.

XS
SM
MD
LG