Линки доступности

Обзор печати от 9 января 2002 г. - 2002-01-09


Оптимист Пауэлл. «Я считаю, что мы установили весьма прочные связи с Россией. Думаю, что встречи президента Буша с российским президентом Владимиром Путиным и диалог между мной и российским министром иностранных дел, министром обороны Доном Рамсфелдом и его российским коллегой, а также контакты на различных уровнях заложили основу для продолжения весьма позитивных отношений с Россией». Такую оценку состоянию американо-российских отношений дал в эсклюзивном интервью «Вашингтон таймс» государственный секретарь США Колин Пауэлл. Интервью было посвящено подведению итогов первого года его пребывания на посту руководителя внешнеполитического департамента и определению задач на 2002 год. По мнению Колина Пауэлла, барометром новой атмосферы в американо-российских отношениях стала реакция России на события 11 сентября прошлого года.

В том же интервью госсекретарь коснулся вопроса о выходе США из Договора по ПРО. Подробно рассказав о том, как высшие американские и российские руководители согласились «остаться при своем мнении», Пауэлл задал риторический вопрос: «И что же? Мир не рухнул. Гонка вооружений не началась, и никакого кризиса в американо-российских отношениях не случилось. Думаю, что по этому эпизоду можно судить о том, как будет развиваться американо-российское сотрудничество в будущем».

Не обошел Колин Пауэлл молчанием и еще две немаловажные темы - Россия и НАТО и нашумевший шпионский скандал. «Трудно поверить, - сказал государственный секретарь интервьюерам из «Вашингтон таймс», - что мы пережили кризис в отношениях с Россией в связи с этим скандалом. Скандал получился большой, и газеты писали, что все кончено, что с Россией невозможно договориться. Такие скандалы случаются. Но прошло всего сорок восемь часов - и дело было улажено».

Что касается отношений России и НАТО, то Колин Пауэлл видит в них подтверждение своего оптимистического прогноза на будущее: «У нас были большие дискуссии о том, как будут развиваться отношения между Россией и НАТО в рамках «двадцатки», - сказал он. - В конце концов мы договорились с Россией о формате этих отношений. Сейчас мы стараемся сделать все, чтобы эти новые отношения были оформлены к началу совещания министров НАТО в Рейкьявике. Я думаю, что это успех».

А в Чечне снова льется кровь. Далеко не так оптимистично настроена «Вашингтон пост», поместившая редакционную статью под заголовком «Новая бойня в Чечне». В связи с последней «зачисткой» в Аргуне газета перечисляет ряд шагов правительства президента Путина, которые, по ее мнению, мало согласуются с разрекламированным сближением России с Западом. «Со времени последнего свидания Владимира Путина с президентом Бушем два месяца назад российские власти предприняли новые попытки закрыть последний независимый телеканал и осудили журналиста (Григория Пасько) по надуманному обвинению, - пишет газета. - Москва вновь отказалась сотрудничать с Соединенными Штатами в ужесточении санкций ООН против Ирака и в который раз отвергла призывы ограничить поставки оружия и ядерных материалов Ирану. А теперь путинские вооруженные силы развернули новое кровопролитное наступление в Чечне и блокировали третий по величине город республики. В результате артиллерийских обстрелов и от огня с броневертолетов там погибли десятки мирных жителей».

«Администрация президента Буша заявляет, что она внимательно следит за развитием событий и что она подвергла критике нажим российских властей на средства массовой информации, - пишет в заключение редакционной статьи «Вашингтон пост». - Она совершенно очевидно заинтересована в том, чтобы Путин соблюдал демократические свободы и уважал права человека. Вопрос заключается в том, будет ли это условием партнерства между Россией и Западом или же чем-то из области пожеланий. Президент Буша не высказывался сколько-нибудь определенно по этому вопросу. Между тем Владимир Путин действует так, как будто ему заранее известен ответ».

Ослабит ли вожжи Ислам Каримов? «Шанс Узбекистана»: редакционную статью под этим заголовком опубликовала «Лос-Анджелес таймс». «Важным побочным результатом разгрома афганских талибов стало уничтожение опорной базы исламских фундаменталистов, борющихся с репрессивным режимом президента Узбекистана Ислама Каримова, - пишет калифорнийская газета. - Узбекскому президенту, который, судя по всему, намерен оставаться у власти до самой смерти, следует воспользоваться создавшейся ситуацией и хотя бы немного ослабить вожжи».

Далее газета приводит список некоторых репрессивных действий каримовского режима. В их числе:

  • запрет деятельности даже самых умеренных исламистских организаций, в результате которого потенциальная лояльная оппозиция превратилась в потенциального непримиримого противника;

    обязательный порядок регистрации религиозных лидеров и объединений;

    запрет любых политических партий и организаций.

«Когда распался Советский Союз, граждане пяти бывших республик Центральной Азии, в том числе Узбекистана, надеялись на политическую либерализацию, свободу вероисповедания, ликвидацию планирования из центра и последующий расцвет экономики, - пишет «Лос-Анджелес таймс». - Вместо этого ими сегодня правят те же лица, что и в советские времена, а воспитанная в советском духе бюрократия продолжает экономику разваливать. Репрессивную политику в этих республиках в постсоветские времена оправдывали необходимостью укрепления безопасности. Однако быстрый разгром «Талибана» устранил один из очагов опасности и дискредитировал движение исламских фундаменталистов в этом регионе. Теперь, когда Каримов чувствует себя в большей безопасности, он обязан разрешить создание свободных средств массовой информации, легализацию оппозиционных политических партий и беспрепятственное функционирование правозащитных организаций», - считает газета.

«Из пяти центральноазиатских республик Узбекистан больше других дистанцировался от России, - отмечает «Лос-Анджелес таймс». - Еще до 11 сентября Каримов видел в Соединенных Штатах противовес Москве. Теперь влияние Вашингтона еще больше усилилось, поскольку Америка устранила главный источник угрозы для Узбекистана. Вашингтону следует склонять Каримова к улучшению жизненных условий узбеков, а не к укреплению личной власти. Вашингтон должен и теперь, после окончания операции в Афганистане, держать Центральную Азию в поле зрения и предохранять центральноазиатские республики от распада и превращения их территории в благодатную почву для терроризма».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG