Линки доступности

Обзор печати от 5 января 2002 г. - 2002-01-05


Плата за страх. «Как важно помочь России хранить в безопасности ядерные материалы»: статью Джона Хьюза под таким заголовком опубликовала бостонская «Крисчен сайенс монитор». По мнению автора статьи, Россия - наиболее вероятное место, где международные террористы могут попытаться раздобыть материалы для производства ядерного оружия. Если не считать США, пишет он, то в России размещена самая большая часть мировых ядерных арсеналов. Дж. Хьюз напоминает, что в бывшем СССР было изготовлено сорок тысяч ядерных боезарядов, а оставшихся запасов обогащенного урана и плутония достаточно для производства еще сорока тысяч.

Далее автор статьи перечисляет несколько попыток злоумышленников подобраться к этим запасам. Упоминает он и о другой опасности: многие сотрудники бывших «почтовых ящиков» и «закрытых городов» после распада СССР лишились работы, а те, кто сохранил ее, часто получают мизерную зарплату. Нельзя не считаться с вероятностью того, что кое-кто из них может поддаться соблазну поделиться имеющейся у них информацией с террористами за определенную мзду.

В течение десяти лет действовала утвержденная американским правительством программа оказания России финансовой и технической помощи в демонтаже ядерных ракет и хранении демонтированных ядерных запасов. В общей сложности за это время на нее было выделено три миллиарда долларов. По мнению бывшего сенатора Ховарда Бейкера и бывшего советника Белого Дома Ллойда Катлера (руководителей специальной оперативной группы, занимавшейся проверкой выполнения этой программы), ассигнования должны быть многократно увеличены. Джон Хьюз называет конкретную цифру: тридцать миллиардов долларов. Тем не менее в прошлом году администрация президента Буша едва было не приняла решение свернуть эту программу. «Под явным влиянием событий 11 сентября, - пишет автор, - президент Буш одумался. На прошлой неделе он объявил, что программа оказания помощи России в этих целях будет продолжена».

«Почему американские налогоплательщики должны нести на себе бремя этих расходов? - задает вопрос обозреватель «Крисчен сайенс монитор» и отвечает: «Потому что США ведут войну против терроризма. И расходы по этой программе - часть общих расходов, необходимых для продолжения войны».

Русский атом в Мьянме. «Мьянма (бывшая Бирма) обзаводится российским атомным реактором, - сообщает из Бангкока корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» Бертил Линтнер. - Одна из беднейших стран мира приступает к осуществлению экспериментального атомного проекта с помощью России и, вероятно, пакистанских ученых. ...В дипломатических кругах считают, что этот проект весьма расстроил Китай, который в последние годы усиленно обхаживал Бирму. Кроме того, китайцы недовольны вторжением Москвы в зону их интересов».

«Бирманские официальные лица отказываются от комментариев. Однако, по сведениям западных дипломатов, - говорится далее в статье, - церемония начала работ по этому проекту запланирована на январь в районе города Магуэ в центре страны. Точное место, где реактор будет установлен, держится в секрете. Все необходимое оборудование, в том числе и сам реактор, будут доставлены в Бирму в 2003 году. По словам российских дипломатов, за последний год в России прошли необходимую подготовку более трехсот бирманцев. Хотя Бирма периодически испытывает дефицит электроэнергии, неясно, зачем ей понадобился экспериментальный реактор, который используется главным образом для медицинских целей».

«Никаких подозрений в том, что реактор может быть использован непосредственно для военных целей, не возникало, - пишет корреспондент «Уолл-стрит джорнэл». - Тем не менее этот бирманский проект привлек к себе внимание после того, как в Бирму приехали два пакистанских ученых-атомщика - Сулейман Асад и Мухаммед Али Мухтар. Оба они в свое время были тесно связаны с пакистанской ядерной программой и работали на самых секретных ядерных объектах. Асад и Мухтар появились в Бирме после терактов 11 сентября в Соединенных Штатах».

«По сведениям из разведывательных источников в Европе и Азии, они выехали из Пакистана после того, как США заинтересовались их предполагаемыми связями с Усамой бин Ладеном, - пишет «Уолл-стрит джорнэл». - В то же время нет никаких непосредственных данных об их причастности к российскому атомному проекту в Бирме».

От «Народной воли» до «Аль-Кайды». Журнал «Каррент хистори» («Новейшая история») опубликовал статью под заголовком «Четвертая волна: одиннадцатое сентября в истории терроризма». Ее автор - почетный профессор Калифорнийского университета Дэвид Раппопорт. Под его редакцией издается журнал «Терроризм и политическое насилие». Один из разделов статьи посвящен «русской главе» в истории террора.

Профессор Раппопорт напоминает, что массовое распространение политический террор получил во время Великой французской революции. В 1795 году слово «террор» появилось в словарях. «А еще сто лет спустя - в 1879 году, - пишет автор, - в России возникло первое террористическое движение - «Народная воля», последователи которого держали страну в страхе почти сорок лет. Члены «Народной воли» добивались коренного переустройства общества и понимали терроризм как «временную необходимость» для «пробуждения сознания масс». При выборе жертв они рассчитывали, какой эмоциональный и политический эффект произведет их гибель. «Народная воля» была уникальной террористической организацией. И хотя она не сумела достичь своих целей, она породила «культуру террора», впоследствии усовершенствованную ее преемниками».

Знакомьтесь - Сергей Эйзенштейн. «Нью-Йорк таймс» опубликовала рецензию на канадский фильм о знаменитом советском кинорежиссере - постановщике завоевавших международное признание картин «Броненосец «Потемкин»», «Александр Невский» и «Иван Грозный». Фильм снял канадский режиссер Ренни Бартлет. В заглавной роли - английский актер Саймон Макберни.

«Интригующий фильм Ренни Бартлета никак не следует путать с эпическим жизнеописанием Эйзенштейна, - пишет кинокритик «Нью-Йорк таймс» Стивен Холден. - Это скорее серия слабо связанных между собой театральных набросков, лейтмотивом через которые проходит тема отношений между знаменитым кинорежиссером и советскими властями, в первую очередь со Сталиным. Рефреном, неоднократно повторяющимся в фильме, звучит знаменитое изречение Гете: «Ради верности истине иногда бывает необходимо от нее отказаться»».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG