Негативные явления идут на убыль, в России мало-помалу наступает порядок. Московские корреспонденты Джон Данишевский и Мора Рейнолдс утверждают в своем репортаже, опубликованном «Лос-Анджелес таймс», что революционные преобразования, начавшиеся в России десять лет назад, стали, наконец, приносить плоды. «Многие русские говорят, что последнее десятилетие принесло им сплошные разочарования, что их надежды на демократию разбились о преступность и гангстеризм, а вместо обещанного процветания они получили беззаконие, нищету и отчаяние, - пишут авторы статьи. - Но так не считает Александр Марягин, молодой москвич, символизирующий произошедшие в России положительные перемены. Когда распался Советский Союз, ему был 21 год. «В то время я даже вообразить не мог, что у меня когда-нибудь будет машина», - говорит Марягин, сидя в роскошном кафе, совладельцем которого он является».
В статье говорится далее, что Александр начал с нуля; он работал 24 часа в сутки семь дней в неделю. Многократно ездил в Турцию за недорогими товарами, которые выгодно продавал в России. Вырученые деньги вкладывал в свой бизнес. Сегодня Александр Марягин - совладелец двух московских кафе и торгового центра, а в недалеком будущем, возможно, станет владельцем кинотеатров. У него квартира в Москве, загородная дача и три иностранных автомобиля. «Все это я создал своими руками в моем городе и в моей стране», - говорит Александр, и в его голосе слышится не столько хвастовство, сколько изумление. Как отмечают корреспонденты, происходящая в России революция оказалась хаотичной и долгой, она переживала срывы и откаты. Большинство аналитиков, однако, сходятся на том, что Россия постепенно становится страной рыночной экономики и частной собственности, регулируемой законом; страной, управляемой демократически избранным правительством. «Конечно, - продолжают авторы статьи, - все это может быть оспорено. Насколько свободны рынки в условиях, когда чиновники и гангстеры требуют взятки и плату за «крышу»? Насколько демократичны выборы в стране, где ограничены права мелких партий, и где губернаторы применяют так называемые «административные меры» для изменения результатов голосования? Насколько прочна частная собственность, если суды, в угоду власть имущим, могут легко принять решение не в пользу ее владельцев»? «И все же создается впечатление, что негативные явления идут на убыль и в России мало-помалу наступает порядок, - говорится в статье, - Судя по опросам общественного мнения, россияне теперь с большим оптимизмом смотрят на свое будущее, хотя и считают минувшее десятилетие эпохой колоссальных провалов».
Кто же в большей степени повинен в этих провалах - Россия или Запад, пытавшийся ей помочь? В статье приводится мнение на этот счет Вячеслава Никонова, президента одного из московских мозговых трестов. «Я всегда считал, - говорит он, - что парочка наших собственных идиотов может наделать больше вреда, чем любые западные советы или помощь». И все же он, как и другие российские политологи, полагает, что некоторые советы, поданные Западом после развала СССР, усугубили беды России.
Другой точки зрения придерживается политолог из фонда «Карнеги» Андерс Аслунд. Он не согласен с теми, кто считает, что Запад, настаивая на ускорении реформ, причинил вред экономике России. Аслунд приводит статистические данные, свидетельствующие о том, что в России не было экономического коллапса. «Скорее, - говорит он, - ее экономика находилась до 98 года в состоянии стагнации, вызванной медленными и неполными реформами».
В заключительном разделе статьи говорится, что на каждого преуспевающего бизнесмена типа Александра Марягина, приходится множество русских, которые живут сегодня хуже, чем при советской власти. Тем не менее, по данным социолога Елены Башкировой, все советские люди жили относительно бедно, их доходы мало отличались друг от друга, тогда как сегодня 10 процентов россиян можно назвать богатыми, 30 процентов составляют нарождающийся средний класс и 60 процентов живут бедно.
«Было время, когда Марягин хотел эмигрировать, - пишут в заключение статьи московские корреспонденты «Лос-Анджелес таймс». - Теперь он доволен, что не совершил этого шага. «Мне нравится то, что происходит в моей стране, - говорит он. - Люди начинают соблюдать законы. Жизнь становится предсказуемой, нормальной и удобной - впервые за много, много лет...»
Россия и Узбекистан - как партнеры Америки по антитеррористической коалиции. В редакционном комментарии газеты «Вашингтон пост» говорится, что после трагических событий 11 сентября Соединенные Штаты вступили в коалицию со странами, которые утверждают, что им по пути с Америкой, так как они также ведут борьбу с исламским терроризмом.
Некоторые из этих стран, в частности - недемократические Китай и Узбекистан, хотят, чтобы их война против мусульманского фундаментализма была приравнена к войне, которую ведет Америка. Демократически избранное правительство России, аналогичным образом, стремится представить свою войну против чеченских сепаратистов как часть единого фронта борьбы с террористической сетью «Аль-Кайда».
Как отмечает «Вашинтон пост», имеется достоверная информация о том, что чеченским бойцам помогают арабские и другие иностранные боевики, прошедшие подготовку в лагерях «Аль-Кайды» или так или иначе связанные с Усамой бин Ладеном. Известно также, что некоторые фундаменталисты в Узбекистане хотят заменить нынешнее автократическое государство не менее жестоким исламским режимом. «В то же время, - подчеркивает «Вашингтон пост», - мы знаем, что чеченцы сражаются не за установление в республике исламского закона, «шарии», а за национальную автономию - перед лицом разрушений, причиненных российскими войсками и бомбами. Из Узбекистана, тем временем, просачиваются сообщения о пытках, применяемых к тем, кто молится не в тех мечетях, которые нравятся государству».
«Картина получается сложная, - замечает столичная газета. - Но американцам в ней было бы легче разобраться, если бы в этих странах были по-настоящему свободные и независимые средства массовой информации.
Операции в Чечне продолжаются. Сообщение агентства «Рейтер» о крупномасштабной предновогодней операции российских войск в Чечне появилось в «Вашингтон таймс». Потери чеченских сепаратистов составили 73 человека, русские потеряли 20 человек убитыми и ранеными. В статье говорится, что, если верить российским средствам массовой информации, жизнь в Чечне возвращается в нормальное русло. Между тем, 150 тысяч чеченских беженцев отказываются вернуться из Ингушетии из опасений, что вернувшиеся мужчины подвергнутся репрессиям со стороны российских военных властей.
«Западные страны приглушили критику действий России в Чечне с тех пор, как Москва подержала возглавляемую Вашингтоном антитеррористическую коалицию. Однако, правозащитные организации продолжают обвинять российские войска в применении чрезмерной силы, особенно - во время так называемых «зачисток», - говорится в статье, опубликованной в «Вашингтон таймс».
Обзор подготовил Владимир Фрумкин