Линки доступности

Обзор печати от 28 декабря 2001 г. - 2001-12-28


От чего зависит судьба российской демократии? Много лет назад, еще на первом этапе «холодной войны», советский лидер Никита Хрущев сказал американскому президенту Ричарду Никсону: «Ваши внуки будут жить при коммунизме». На что Никсон ответил: «Ваши внуки будут жить при свободе». Читая комментарий внучки Никиты Хрущева Нины Хрущевой в газете «Лос-Анджелес таймс», где она представлена как преподаватель Московского и Нью-Йоркского университетов, невольно приходишь к заключению, что предсказание Ричарда Никсона оказалось более реалистичным: внучка Никита Хрущева действительно живет при свободе. Но осуществилось ли это пророчество для России в целом? Судя по статье Нины Хрущевой, далеко еще нет, хотя в последние дни, по ее мнению, в этом отношение произошел знаменательный сдвиг.

Комментарий Нины Хрущевой посвящен недавнему весьма необычному выступлению по российскому телевидению президента Владимира Путина, когда он два часа в открытом эфире отвечал на вопросы телезрителей. Однако реакция российской публики на это событие оказалась в основном скептической. Нина Хрущева объясняет, почему. «В нормальной стране, какой хочет стать Россия, - пишет она, - прямой диалог между руководителем и народом - явление нормальное, повседневное. Однако в России попытка Путина практически применить демократические нормы и создать более прочную социальную базу для своей будущей политики многими воспринята как очередной трюк».

Автор статьи считает, что этот скептицизм не оправдан. Она убеждена, что такие хорошо организованные упражнения в практической демократии необходимы. Вместо того, чтобы авторитарно решать, что нужно стране, как это делали советские лидеры, а после них - Борис Ельцин, вместо того, чтобы прислушиваться к средствам информации, для которых главное - это погоня за сенсациями, вместо того, чтобы ждать, пока народное недовольство выплеснется на улицы, как это произошло в Аргентине, Путин мудро использовал телевидение, чтобы дать выход народному возмущению. Однако публика, разочарованная в пост-ельцинскую эпоху всем, что похоже на демократию, не верит серьезности нового начинания. Например, в Мурманске многие телезрители уверены в том, что прямой разговор президента с народом был инсценирован: вопросы заранее подготовлены, процензурованы и отобраны таким образом, чтобы служить интересам власти. Основная проблема России, делает вывод Нина Хрущева, состоит не в том, что в ней не может произойти ничего хорошего, что она остается уродливым мутантом, одновременно агрессором и жертвой. Проблема состоит в том, что когда в России происходит нечто хорошее, она неспособна это распознать. Страна никогда не доверяла своему правительству, потому что она не доверяла самой себе, - не доверяла тому, что она может выстоять под давлением со стороны власти.

«В понедельник президент России обратился по телевидения к народу, чтобы узнать его мнение, - пишет Нина Хрущева, - но народ не доверяет его доверию к себе, он отвергает демократический шаг президента как очередной пропагандистский прием. Демократия и свобода слова в России все еще рассматриваются как особенности других обществ, какими мы сами не не способны овладеть». «Каждый народ имеет такое правительство, какого он заслуживает», - вспоминает Нина Хрущева высказывание сардинского посла в России, относящееся к 1811 году. Она считает, что телевизионный диалог Путина с народом поколебал справедливость этой сентенции. Однако конец ее статьи скорее говорит об обратном: «Сегодня проблема установления демократии и свободы слова в России - это проблема не ее лидера, а ее народа».

Перспективы сотрудничества России и НАТО. В большой статье, опубликованной в газете «Вашингтон таймс», ее сотрудник Дэвид Сэндс пишет о том беспрецедентном сближении России и НАТО, которое началось после террористических актов 11 сентября. В мае на встрече в Рейкьявике министры иностранных дел НАТО рассмотрят предложения о предоставлении России дополнительных формальных прав в учреждениях НАТО, решающих такие ключевые вопросы, как контртерроризм, нераспространение ядерного оружия, европейская система противоракетной обороны, гражданские конфликты.

Буш в ходе предвыборной кампании остро критиковал администрацию Клинтона за слишком большое доверие к Ельцину, заставлявшее ее не обращать внимание на многие негативные стороны и провалы в политике России, пишет Дэвид Сэндс. Новый советник президента по национальной безопасности и ведущий специалист по России Кондолиза Райс заявила в январе, что Россия в целом представляет угрозу для Запада. Путин, со своей стороны, выступал против однополярного мира и с большой помпой подписал договор с Китаем, явно направленный против Вашингтона.

Атмосфера несколько изменилась, говорится далее в статье, когда Буш и Путин установили личные контакты в июне в Словении. Однако подлинно поворотным пунктом стало террористическое нападение на Всемирный торговый центр. Президент Буш и госсекретарь Колин Пауэлл многократно повторяли, что президент Путин был первым, кто позвонил Бушу, чтобы выразить симпатию и поддержку. Еще более важно то, что он дезавуировал выступление своего собственного министра обороны, заявив, что Москва не будет возражать против использования американскими войсками территории стран Центральной Азии. Однако эта поддержка не является односторонней, Запад должен за нее заплатить, считает автор статьи.

Администрация Буша прилагает усилия для скорейшего вхождения России во Всемирную Торговую Организацию. В рамках новой политики происходит и сближение России с НАТО, хотя страны Центральной и Восточной Европы продолжают с недоверием относиться к России. Именно поэтому они стремятся войти в НАТО и предостерегают против того, чтобы Россия получила в Западном Союзе право вето по ключевым вопросам.

Выступая на прошлой неделе в Брюсселе, министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфелд заявил, что он не может предсказать, как дальше будут развиваться отношения: «Наша цель, - сказал он, - найти конкретные пути для совместной работы с Россией, не забывая о наших интересах, состоящих в том, чтобы НАТО сохранило возможность действовать самостоятельно». Администрация Буша продолжит поддержку программ ядерного разоружения России. Тему развивает Элизабет Бьюмиллер в газете «Нью-Йорк таймс». Она останавливается только на одном вопросе: сотрудничестве между Россией и США в области программ, направленных на сокращение ядерных вооружений и предотвращение утечки ядерных материалов и специалистов из России в такие страны, как Иран и Ирак. Если Вашингтон еще недавно говорил о намерении прекратить предоставление помощи на эти цели, то теперь он заявляет о продолжении участия в этих программах. Речь идет о демонтаже ядерного оружия, усилении безопасности хранения ядерных материалов, о создании рабочих мест в невоенных секторах для 122-х тысяч ученых-атомщиков, а также о реконструкции географически и экономически изолированных атомных городов, население которых составляет 760 тысяч человек.

Обзор подготовил Семен Резник.

XS
SM
MD
LG