Линки доступности

Обзор печати от 27 декабря 2001 г. - 2001-12-27


Америка обеспокоена российской шпиономанией. «Появляется все больше данных о том, что Владимир Путин не видит связи между новыми отношения, которых он, по его словам, добивается с Западом, и его внутренней политикой, которая часто идет вразрез с западными нормами демократии и прав человека, - говорится в редакционной статье газеты «Вашингтон пост». - Путин продолжает преследовать независимые средства информации, критикующие его правительство, и он, похоже, намерен продолжать жестокую военную кампанию в Чечне. Но, может быть, наиболее показательно в этом отношении то, что ФСБ - вопреки растущим протестам со стороны российских и международных правозащитных организаций - продолжает преследовать независимых журналистов и интеллектуалов, обвиняя их в шпионаже».

«Во вторник, - говорится далее в статье, - закрытый военный суд приговорил к четырем годам тюрьмы Григория Пасько - журналиста, который опубликовал материалы о затоплении радиоактивных отходов российскими военными кораблями. Дело Пасько привлекло к себе особое внимание частично благодаря его мужественному сопротивлению. Тридцатидевятилетний журналист публично настаивал на своей невиновности и отказался принять помилование, поскольку дело против него было в такой же мере фальсифицировано, в какой его разоблачения разгневали российское военное командование. Прокуроры обвинили Пасько в том, что он делал записи на закрытом военном совете с целью передать их в японские средства информации, хотя никто не утверждает, что он это сделал. Однако Пасько действительно передал японскому телевидению видеозапись, показывающую, как российские военные корабли нелегально сливают жидкие радиоактивные отходы в Японском море». «Такая акция со стороны Пасько была вполне законной, - пишет газета, - однако он был обвинен в измене и шпионаже. Когда первый суд оправдал его, ФСБ опротестовал решение и заставил более высокие инстанции назначить повторный суд. Как и ряд других независимых журналистов и ученых, Пасько годами подвергался преследованиям. Даже если суды в иных случаях проявляют смелость и оправдывают обвиняемого, он продолжает подвергаться преследованиям».

В заключении своей редакционной статьи «Вашингтон пост» выражает надежду, что Путин поймет, насколько такие дела, как дело Пасько, несовместимы с новым направлением его внешней политики: «Правительство не может устраивать секретные шпионские судилища над журналистами и интеллектуалами и в то же время претендовать на равное участие в принятие решений западными демократическими странами-членами НАТО, - говорится в статье. - Однако правозащитные организации вряд ли смогут убедить в этом Путина. Настойчиво внушать ему эту мысль должны западные правительства, и в первую очередь администрация Джорджа Буша».

Лагеря чеченских беженцев. Сотрудник газеты «Нью-Йорк таймс» Майкл Уайнс посетил лагерь чеченских беженцев в Знаменском. Он пишет о тяжелейшем положении обитателей палаточного городка, которые прибыли сюда, спасаясь от гибели под бомбами, более двух лет назад. Из бесед с обитателями палаток Уайнс узнал, что никто из них не думал о том, что им придется здесь застрять на столь долгое время. Наступила уже третья зима, палатки успели прогнить, обещанные новые палатки не поступают, вместо этого беженцам предлагают чинить старые.

По оценке ООН, проведенной в ноябре, продолжает американский журналист, в Ингушетии находится 150 тысяч чеченских беженцев, и еще 160 тысяч - в самой Чечне. Они обитают в развалинах домов, погребах, торговых предприятиях, даже в деревенских амбарах. Число беженцев практически не изменилось с начала войны. Но, как подчеркнул Майкл Хофман, который возглавляет в России миссию французской гуманитарной организации «Врачи без границ», когда ситуация не меняется, это значит, что она ухудшается. Обследования этой организации показали, что в Ингушетии примерно половина беженцев живет в палатках, две трети жалуются, что у них течет крыша, еще две трети говорят, что у них дыры в стенах. Половина живет в таких условиях, что у них один туалет на сто человек и один душ на двести человек.

Среди беженцев сердечно-сосудистые заболевания встречаются в три раза чаще, чем в среднем по России, где они чрезвычайно высоки по сравнению с средним мировым уровнем. Число больных диабетом среди беженцев в четыре с половиной раза выше чем в России, анемия - результат длительного недоедания - встречается почти в пять раз выше. Жизнь беженцев продолжает ухудшаться, частью из-за того, что два года безработицы у всех иссякли личные сбережения, а частью из-за того что российская система помощи беженцам почти не работает: основное бремя забот переложено на международные гуманитарные организации.

Правительство не платит за освещение и отопление беженских лагерей, с апреля беженцы не получают горячей пищи, в Знаменском беженцам не поступало никакой правительственной помощи с осени. Для примера автор статьи приводит палатку площадью шесть на шесть метров, в которой обитает 44-летняя Алла Остафурова с мужем и двумя детьми. В той же палатке живут еще две семьи, кровати стоят впритык, внутренними перегородками служат повешенные на веревках одеяла. В лучшие дни в палатке ночует девять человек, но иногда набивается до двадцати. Остафурова бежала из Грозного в декабре 1999 года, сообщает автор.

Шеварднадзе о грузино-российских отношениях. Аппетиты Москвы на Кавказе далеко выходят за пределы Чечни. По словам президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, отношения между Грузией и Россией являются традиционно напряженными. Правда, в интервью журналистам газеты «Вашингтон таймс» Шеварднадзе сказал, что в последнее время можно говорить о некотором просветлении, так как Россия согласилась не использовать нефть и газ в качестве стратегического оружия против нуждающейся в энергии Грузии. Таков результат недавнего визита Шеварднадзе в Москву. Грузия жалуется на то, что Россия оказывает помощь абхазским сепаратистом, видя в этом средство давления на слабую и зависимую Грузию. В Абхазии размещены 1600 так называемых «миротворцев» из России. Россия, говорится в статье, нагнетает обстановку, обвиняя Грузию в том, что она позволяет чеченским боевикам использовать ее территорию как свою военную базу, хотя Грузия заявляет, что дает приют только мирным чеченским беженцам.

Ситуация обострилась в октябре, когда, по заявлению Грузии, российские боевые вертолеты обстреляли три грузинские деревни. Однако после того, как Грузия выступила с протестом, Путин предложил условия, при которых он готов вывести российских миротворцев с грузинской земли. Он также предложил передать решение спора в ООН. По словам Шеварднадзе, он и Путин пришли к соглашению учредить совместную комиссию для расследования случая обстрела грузинских деревень. Интервью у Шеварднадзе для газеты «Вашингтон таймс» взяли Джейн Уиганд и Зураб Ванишвили.

Обзор подготовил Семен Резник.

XS
SM
MD
LG