Линки доступности

Обзор печати от 26 декабря 2001 г. - 2001-12-26


Приговор российскому журналисту. Ведущие американские газеты откликнулись на приговор, вынесенный военным судом во Владивостоке по делу военного журналиста, капитана военно-морского флота Григория Пасько. Тридцатидевятилетний подсудимый был признан виновным в намерении передать японским журналистам государственные секреты и приговорен к четырем годам тюрьмы.

Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Майкл Уайнс сообщает (со ссылкой на защитника Пасько Ивана Павлова), что приговор был вынесен на основании одного-единственного документа. Он представляет собой записи Пасько, сделанные им на совещании командования Тихоокеанского флота, на котором он присутствовал в 1997 году в качестве военного журналиста. «Это было время, - продолжает автор статьи, - когда Григорий Пасько, корреспондент газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта», снискал себе репутацию борца за охрану окружающей среды. Он тщательно документировал факты загрязнения океанских вод отработанным ядерным оружием и ядерными отходами, которые систематически сбрасывались в Тихий океан российским военным флотом».

Газета подчеркивает, что для международных правозащитных организаций дело Пасько стало своего рода барометром состояния гражданских свобод в России. Одна из них - «Amnesty International» - считает его узником совести. Этот термин правозащитники нередко применяют к людям, которые подвергаются политическим преследованиям. Корреспондент пишет далее, что Пасько, который, как и некоторые юристы, ожидал оправдательного приговора, назвал решение суда «непостижимым». Он не собирается подавать прошение о помиловании. «Помиловать можно только виновного», - заявил защитник Пасько Иван Павлов.

«Российские правозащитники с тревогой отмечают сходство дела Григория Пасько с преследованием журналистов, ученых и иностранцев, которые привлекли в последнее время пристальное внимание российских органов безопасности», - пишет в заключение статьи московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Майкл Уайнс.

Продолжая ту же тему, балтиморская газета «Сан» цитирует заявление московской Хельсинкской группы, сделанное в связи с делом Пасько и подписанное, в частности, Еленой Боннер. «Наша страна, - говорится в заявлении, - все еще не вполне понимает, по какой дороге ведет ее Федеральная служба безопасности». Газета приводит далее высказывание Уильяма Шульца, директора американского филиала «Amnesty International», который сказал, что преследование Григория Пасько «приоткрыло окошко в мир российской юриспруденции, которая продолжает действовать в обстановке секретности и служит не столько закону, сколько интересам своих хозяев».

Газета «Бостон глоб» поместила сообщение владивостокского корреспондента агентства Рейтер Олега Жунусова. В нем отмечается, что защита Пасько опиралась на российский закон, который объявляет незаконным засекречивание информации об угрозе загрязнения окружающей среды. «Тем не менее, - продолжает автор корреспонденции, - Пасько был обвинен в том, что он сообщил японской газете, в какой части Японского моря сбрасывались российским флотом ядерные отходы». В заметке цитируются слова заместителя председателя Комитета защиты журналистов Джоула Симпсона, который считает вынесенный во Владивостоке приговор актом мести: «Решение суда, - заявил Симпсон, - показало, что процесс Григория Пасько был ничем иным, как политической местью журналисту, который обнародовал информацию, разоблачившую российскую военщину, но в то же время послужившую интересам общества».

Корреспондент напоминает, что Пасько провел 18 месяцев в тюрьме перед своим первым судом, который состоялся летом 1999 года. Тогда ему было предъявлено обвинение в государственной измене. Перипетии того процесса описаны им в книге «Дело №10: Григорий Пасько против ФСБ». Выступая на пресс-конференции по поводу выхода этой книги в свет, Пасько сказал, что Россия охвачена шпиономанией. По его словам, ФСБ преследует таких людей, как он, чтобы оправдать свое существование. Опубликованное в «Бостон глоб» сообщение заканчивается высказыванием российского правозащитника Алексея Симонова, который назвал вынесенный Григорию Пасько приговор «победой разведывательных служб над справедливостью и здравым смыслом».

Российский президент отвечает на вопросы в прямом эфире. Московский корреспондент газеты «Вашингтон пост» Шарон Лафраньер посвятила свою статью недавнему двухчасовому выступлению Владимира Путина в прямом телеэфире, в ходе которого российский президент отвечал на многочисленные вопросы телезрителей. Журналистка отмечает, что решение устроить такую передачу было принято в момент, когда рейтинг популярности Путина составляет 80% и все большее число россиян считает, что страна идет по правильному пути.

«Тем не менее, - замечает автор, - судя по недавним опросам населения, в данном случае у россиян нет единого мнения. В ходе последнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, только 45% процентов опрошенных ответили, что страна идет верным курсом; 39% респондентов указали, что Россия движется в тупик». «Причины этого пессимизма, - пишет Шарон Лафраньер, - проявились в вопросах, с которыми обращались к Владимиру Путину участники передачи. «Почему у нас такие низкие зарплаты и пенсии? - спрашивали они. - Что будет со страной, если обвалятся цены на нефть? Почему так коррумпирован государственный аппарат? И почему не приносят заметных улучшений проводимые Кремлем реформы?»

Автор статьи обращает особое внимание на то, как реагировал российский президент на вопросы зрителей. «Он тщательно называл их имена и повторял их в ходе ответа на вопросы - пишет корреспондент. - Он не обходил трудных вопросов и ответил на большинство из них прямо и живо».

Обзор подготовил Владимир Фрумкин.

XS
SM
MD
LG