Линки доступности

Выход из договора: разные мнения - 2001-12-14


Заявление президента Буша о выходе США из договора по ПРО вызвало неоднозначную реакцию в Америке и за ее пределами. Политолог из Фонда «Наследие» Бейкер Спринг убежден, что президент Буш принял верное решение в одностороннем порядке выйти из договора, подписанного с Советским Союзом почти 30 лет назад. Заявление вице-спикера Госдумы, бывшего посла России в США Владимира Лукина о том, что этот шаг Вашингтона свидетельствует об уменьшении влияния России в связи с успехом военной кампании в Афганистане, Бейкер Спринг считает необоснованным. «Я абсолютно с этим не согласен, - говорит он. - Считаю, что этот шаг Белого Дома свидетельствует о его попытке создать новую структуру стратегического партнерства с Россией во избежание повторения враждебности, которая характеризовала отношения США с Советским Союзом».

Согласно договору 1972 года США и СССР обязались не испытывать и не разворачивать национальные системы противоракетной обороны. Бейкер Спринг согласен с президентом Фонда «Наследие» Эдвином Фюлнером, который считает, что договор по ПРО не только устарел, но наносит ущерб интересам национальной безопасности США в условиях увеличения числа стран-парий, обладающих ракетным оружием, и нарастания угрозы международного терроризма: «Я считаю договор по ПРО абсолютно бесполезным, - говорит Спринг. - Он лишь поощрял Советский Союз в стремлении добиться ракетного превосходства над Соединенными Штатами».

Демократы - и в их числе бывший первый заместитель госсекретаря в администрации президента Клинтона Строб Толбот, - утверждают, что европейских союзников насторожит крутой поворот в оборонной политике нынешнего хозяина Белого Дома. По словам политолога из Фонда «Наследие», этот аргумент мало для кого звучит убедительно. «На самом деле, - указывает Спринг, - многие наши союзники - Израиль, Япония, Великобритания, Италия и Германия - в рамках договора по защите от ракет малого радиуса действия уже сотрудничают с США в сфере противоракетной обороны. Создание американской стратегической системы полностью отвечает интересам наших союзников».

Видный американский обозреватель Джим Хоугленд приводит в газете «Вашингтон пост» данные опроса россиян, согласно которому их мнения о США разделились примерно поровну: 42 процента считают Америку дружественной страной, 43 - враждебной. В заявлении первого секретаря ЦК КПСС Сергея Скворцова, которое московский пресс-центр этой партии прислал в Русскую Редакцию «Голоса Америки», говорится: «Новая программа «звездных войн»... направлена в первую очередь против Китая и... против России». И далее: «Надо немедленно прекратить всякие разговоры о невыгодном для нас в новых условиях сокращении ядерных арсеналов, денонсировать... договор СНВ-2, возобновить стратегическое сотрудничество с Китаем и т.д.». Бейкер Спринг считает, что вряд ли такие настроения представляют серьезную угрозу для будущего американо-российских отношений: «Они совершенно не опасны именно потому, что сегодня компартия в России - это партия прошлого. Она не смотрит в будущее».

Политолог из Фонда «Наследие» надеется, что администрация президента Путина и большинство россиян понимают преимущества, которые им сулит новая стратегическая инициатива США. «Создание американского стратегического противоракетного щита будет сопровождаться сокращением арсенала наступательных вооружений, - говорит Спринг. - Эти вопросы обсуждались во время недавнего визита госсекретаря Пауэлла в Москву. Кроме того, это приведет к развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между нашими странами, а со временем - ко вступлению России во Всемирную торговую организацию и отмене поправки Джексона-Вэника».

Бейкер Спринг отметил также, что при создании стратегического противоракетного щита США должны быть заинтересованы в сотрудничестве с Россией, поскольку именно в районе Москвы размещена единственная в мире система обороны от баллистических ракет дальнего действия.

XS
SM
MD
LG