Линки доступности

Тяжелые времена Арафата - 2001-12-09


Израиль, как и Соединенные Штаты, считает Ясира Арафата ответственным за последние акты насилия против Израиля. Как полагают руководители обеих стран, Арафат - лидер палестинцев - должен действовать в соответствии со своим статусом. В то же время, у некоторых возникает вопрос, под силу ли это ему, учитывая, что Арафат утратил свою руководящую роль, уступив ее экстремистам.

«Время многолетнего лидерства Ясира Арафата истекает, - говорит Стив Йетив, профессор политологии из университета «Олд доминион» в Вирджинии. - Это последняя возможность для него решить, хочет ли он присоединиться к Соединенным Штатам, умеренным силам в палестинском движении и в арабском мире и вместе с Израилем бросить вызов радикалам внутри палестинского движения и усмирить их».

До сих пор, как отмечает профессор Йетив, Арафат вел двойную игру. Он проповедует мир, но одновременно использует экстремистов, чтобы усилить свою позицию на переговорах. После злодеяний террористов-камикадзе в Израиле эти уловки больше не пройдут. У Арафата нет другого выхода, кроме как объявить войну своим же экстремистам.

«Арафат должен ясно изложить палестинцам свою позицию, - отмечает Шломо Авинери, профессор политологии Еврейского университета в Иерусалиме, который в настоящее время занимается научной работой в вашингтонском фонде «Карнеги за международный мир». - В своих выступлениях Арафат осуждает все формы насилия, но в то же самое время, когда на Западном Берегу со всеми государственными почестями хоронят террористов-камикадзе, Арафат присутствует на их похоронах, а семьям террористов назначаются пенсии»!

Профессор Колумбийского университета и колледжа имени Сары Лоренс, специалист по Ближнему Востоку и проблемам международных отношений Фаваз Гергес считает, что потерпеть крупную недачу Арафату помогли: «Весь мир его недолюбливал. Соединенные Штаты относились к нему без должного уважения. Израильтяне принимали крутые меры по отношению к палестинцам. Исламские экстремисты, принадлежащие к организациям «Хамас» и «Исламский джихад», не только нанесли значительный ущерб законным притязаниям палестинцев, но ограничили право Арафата стать их национальным лидером».

Однако, как отмечает профессор Йетив, Арафат, если он захочет, на многое способен: «Под его контролем находится немалый контингент полиции, который обладает большими возможностями, чем исламские организации «Исламский джихад» и «Хамас». Он контролирует финансовую деятельность палестинского движения. Он - единственный человек, который знает, на что идут деньги. Он управляет также бюрократическими механизмами палестинской автономии».

Но если его время истекло, то, по мнению профессора Йетива, он должен уйти. Его приемник, по всей вероятности, будет не хуже него, даже если это будет исламский экстремист - по крайней мере, это прояснит ситуацию и даст Израилю возможность бороться в открытую.

Однако профессор Гергес не разделяет подобную точку зрения, считая, что это сопряжено с большой опасностью, ведь исламские экстремисты готовы бороться до конца, который станет крахом для всех. «Арафат - не единственное препятствие к миру, - считает профессор Гергес, подчеркивая, что от рук израильтян погибло больше палестинцев, чем израильтян от рук палестинцев. – Арафат хочет, чтобы Соединенные Штаты в равной мере были обеспокоены как за жизнь израильтян, так и за жизнь палестинцев, и, на мой взгляд, - продолжает Гергес, - политика Соединенных Штатов не должна ограничиваться угрозами и предупреждениями. Американская политика была бы более эффективной, если в стремлении унять насилие и покончить с «Хамасом» и «Исламским джихадом» Соединенные Штаты не только оказывали бы давление на палестинские власти и лично на Арафата, но и постарались бы вселить надежду и дать стимул неустойчивому общественному мнению палестинцев, которые все еще поддерживают мирный процесс».

По мнению профессора Гергеса, прозорливое видение будущего и государственная мудрость помогут Соединенные Штаты найти выход из нынешнего тупика.

XS
SM
MD
LG