Линки доступности

Обзор печати от 9 декабря 2001 г. - 2001-12-09


«Здесь живут люди». Подобная надпись вызвала бы удивление в любом городе мира. Но в столице Чечни она привычна, - начинает свой репортаж из Грозного корреспондент «Нью-Йорк таймс» Майкл Уайнс. - Выписанные крупными буквами слова «Здесь живут люди», можно увидеть на стенах разбомбленных домов, на фанерных щитах в окнах, у входа в подвалы. В городе, являющем картину полного разрушения, обитает около ста тысяч человек. И это - лишь один из фактов, выпадающих из привычной логики».

«В Грозном нет электричества, но там только что построено здание Грозэнерго, - говорится далее в статье. - В Грозном есть служба скорой помощи, но нет телефонов, по которым можно вызвать медиков. В Грозном есть милиция, но с наступлением темноты она на рискует появляться на улицах, потому что русские солдаты и повстанцы открывают огонь по всему, что движется. Воду в черте города невозможно пить - настолько она пропитана нефтью, но из нее можно отгонять доморощенный бензин, продавать его автовладельцам, а на вырученные деньги покупать питьевую воду. Здесь живут люди...»

Один из них по имени Абдул, согласился стать проводником американского журналиста по городу. Свою фамилию Абдул не назвал и просил не фотографировать его: в призрачном городе каждый человек с оружием - власть. На вопрос, почему он остается в Грозном, Абдул рассказал Уайзу, что здесь у него свое жилье, а уехав, он может лишь стать беженцем в лагере, где люди годами ютятся в палатках. Он боится за жену и грудного ребенка: попади они в руки русских солдат или чеченских мятежников, судьба их может быть очень печальной.

«Но Абдул считает, что его жизнь не так уж плоха. Артиллерийский снаряд, пробивший стену его дома, не взорвался. А мог бы. Батареи в его комнате теплые - вода разогревается газовой горелкой, а газ жители берут бесплатно из газопровода, проходящего через Грозный в Дагестан. По вечерам в соседнем гараже стучит снятый с «жигулей» движок, дающий свет для пары лампочек и телевизора... Абдул обводит рукой свой привычный мирок и удовлетворенно говорит: «Все в норме», - пишет корреспондент «Нью-Йорк таймс».

«Мы пытаемся из потных идиотов сделать телезвезд». Даглас Берч анализирует в балтиморской газете «Сан» реакцию разных слоев российского общества на чрезвычайно популярную программу телеканала ТВ-6 «За стеклом».

«Последний эпизод сериала, в котором шесть добровольцев в течение месяца были оторваны от окружающего мира в помещении с зеркальными стенами под круглосуточным прицелом 26 телекамер, завершился в субботу, первого декабря рядом с Красной Площадью в Москве, - пишет журналист. - Программа «За стеклом» вызвала гневное осуждение политических лидеров, критиков СМИ и представителей духовенства. Коммунист - член Думы - заявил, что это шоу было задумано с целью опозорить Россию. Мусульманский лидер возмущался: «Мы пытаемся из потных идиотов сделать телезвезд». А председатель научного совета российского Общества социологов Евгения Адмонянц в результате своих исследований пришла к выводу, что это шоу подыгрывает, по ее словам, вульгарным инстинктам зрителей ради того, чтобы добиться высоких рейтингов. Однако секс, - отмечает далее корреспондент газеты «Сан», - обычное явление в российском телевидении».

Даглас Берч цитирует статью Марии Железновой в «Новой Газете»: «Что действительно встревожило старшее поколение, так это банальные разговоры, убогий русский язык и полное отсутствие стремлений или жизненных целей у участников съемок. В советскую эпоху россияне ценили образование, культуру и интеллект. Молодых россиян, живущих в стеклянном доме, это, похоже, вовсе не волнует».

Продюсер и директор передачи Григорий Любомиров утверждает, что добился поставленной цели: развлечь и встревожить зрительскую аудиторию. «Однако, каковы бы ни были эти цели, «За стеклом» - это только начало, - говорится в статье. - В следующем месяце ТВ-6 начнет трансляцию продолжения этого шоу, несмотря на осаду телеканала со стороны Кремля. Примеру ТВ-6 готовится последовать контролируемая государством ОРТ, которая, правда обещает исключить сексуальные сцены из своего сериала под названием «Последний герой». Но скандальный успех программы ТВ-6 «За стеклом» может стать слишком большим искушением для ведущего Сергея Бодрова-младшего и продюсеров «Последнего героя».

Обзор подготовили Марк Белл и Инна Дубинская

XS
SM
MD
LG