Линки доступности

Центральная Азия после талибов - 2001-12-06


Из Праги пришло известие о том, что на днях там был арестован по запросу Интерпола узбекский диссидент Мухаммад Салих. Его арестовали по обвинению в причастности к терроризму и, в случае выдачи на родину, Салиху угрожает минимум 15 лет тюрьмы.

Известно, что режим Ислама Каримова не особенно церемонится с правозащитниками и многие из них безвестно канули в застенках авторитарного режима. По данным «Human Rights Watch» в тюрьмах Узбекистана томится минимум пять тысяч правозащитников, а пятнадцать человек погибли в застенках. На родине Салих был приговорен к пятнадцатилетнему тюремному заключению по обвинению в организации ташкентских и вооруженных выступлений в Узбекистане.

В мире, однако, Салих более известен как создатель не исламской, а национал-демократической партии «Эрк». У международной общественности вызывает большие сомнения достоверность предъявленных ему обвинений. За то, чтобы не выдавать Мухаммада Салиха режиму Ислама Каримова высказываются «Международная амнистия», Комитет защиты журналистов и другие организации. Салиха вряд ли отдадут на заклание Ташкенту. И тем не менее, случай этот напоминает о репрессивной природе среднеазиатских автократических режимов. Прежде всего, узбекского и туркменского.

Главный редактор московского информационного агентства «Фергана» Даниил Кислов полагает, что Ислам Каримов пользуется ситуацией и решил разделаться со своими противниками, тем более что Салих оставался одним из немногих, находящихся на свободе. Известно, что Ташкент недавно получил от Вашингтона изрядную экономическую помощь и чувствует себя значительно увереннее, чем прежде.

Тесные отношения между центрально-азиатским лидерам и Вашингтоном - непременные условия разгрома движения «Талибан», укрывающего руководство организации «Аль-Кайда». Такое сближение изначально входило в планы создания антитеррористической коалиции. С узбекских баз в Ханабаде и Термезе уже переброшены подразделения американских егерей на территорию Афганистана для поисково-спасательных операций. Ударные отряды генерала Рашида Дустума смогли взять Мазари-Шариф, совершив перелом в афганской кампании, но случилось это не раньше того момента, как бомбардировщики Б-52 отутюжили позиции талибов, а дустмовцы получили американскую помощь через Ташкент в объеме, как утверждает некоторые источники, около 500 миллионов долларов.

Возникает вопрос: к чему ведет альянс с полевыми командирами, послужной список которых оставляет желать лучшего? Это покажет будущее. Ясно, однако, что почувствовав себя союзниками Вашингтона по антитеррористической коалиции, и Каримов и даже нейтральный Ниязов заметно осмелели. Они не опасаются прежних упреков в нарушении прав человека. Известный политический обозреватель Уильям Сафайр и глава института центрально-азиатских исследований имени Хопкинса Фредерик Старр предостерегают американскую администрацию от чрезмерного сближения с центрально-азиатскими режимами, подобными каримовскому или ниязовскому. «Правозащитная составляющая американкой политики не должны быть забыта», - полагает Маршалл Голдман, заместитель центра русских исследований Гарвардского университета. Дело в природе этих режимов, авторитарных по сути. Бывший министр иностранных дел и посол Туркмении в Пекине, а ныне опальный Борис Шихмурадов, заявляет о своей поддержке борьбы против терроризма в Афганистане, однако выражает опасение, что со временем новые в регионе могут вызреть очаги экстремизма, благодаря укреплению таких руководителей как Ислам Каримов и Сапармурад Ниязов. «Такие радикалы, как Джума Намангани появляются не сами по себе, а из-за того, что люди не могут выражать свое недовольство легально внутри существующей политической системы», - считает Борис Шихмурадов.

Если задуматься над последствиями дружбы с этими режимами, то вплотную встает вопрос: что станется с этими странами, после разгрома террористического гнезда в Афганистане. Бывший посол Туркмении в Пекине Борис Шихмурадов всерьез опасается, что слишком тесный альянс со среднеазиатскими режимами может породить новые, не менее глубокие и фундаментальные проблемы, подобные тем, которые порождал Афганистан талибов.

Утешает, однако, что мы имеет дело лишь с временным союзом, заключенным вашингтонской администрацией во имя борьбы с терроризмом. И это не должно полностью отодвинуть на задний план борьбу за демократическое преобразование мира.

XS
SM
MD
LG