Линки доступности

Харолд Эванс «Что читал наш президент?» - 2001-12-05


Джордж Буш, сменивший Билла Клинтона, отличается от своего предшественника, разумеется, политическими взглядами, а также и характером, но, наверное, самый большой, хотя и не самый существенный контраст в другом: Клинтон был неудержимый книгочей, поистине – книгоглотатель, а Буш-младший (как, впрочем, и старший) читает немного и только по делу. Харолд Эванс, в недавнем прошлом президент огромной издательской фирмы «Рэндом хаус», заинтересовался вопросом: а как отражается начитанность президента на качестве его президентства? Скажем сразу, к «научной» ценности своих выводов и сам Эванс относится иронически, но его наблюдения, изложенные в эссе, написанном для «Книжного обозрения «Нью-Йорк таймс», довольно любопытны.

Сначала Эванс выясняет, сколько книг было в личной библиотеке каждого президента. Книги Клинтона пока не подсчитаны, известно только, что у него в Белом доме возникла известная всем книголюбам проблема – нехватка книжных полок. Больше всего книг было у Франклина Рузвельта – 15 тысяч. Даже у Джефферсона, самого ученого из всех американских президентов, было заметно меньше – 6500. У президента Филлмора (он занимал Белый Дом с 1850 по 1853 год) – 4 тысячи, а у отца нации Джорджа Вашингтона – тысяча.

Как мы все знаем, иметь книгу и читать книгу – разные вещи. Клинтон читал каждую свободную минуту. Джефферсон читал и перечитывал свои шесть с половиной тысяч томов, постоянно обращался к ним за справками в своей политической и научной деятельности. А вот в огромной библиотеке Франклина Рузвельта историки нашли много книг с неразрезанными страницами. Тысяча книг Джорджа Вашингтона – для американского помещика и генерала конца XVIII века это было немало. Джефферсон и другие интеллектуалы тех дней при всем уважении к «отцу нации» считали его человеком не слишком отесанным, однако теперь, когда изучены его архивы и личная переписка, становится ясно, что книги Вашингтона без дела не лежали, он был человеком начитанным.

Кстати, сам процесс чтения у президентов проходил по-разному. Самым быстрым чтецом был президент Картер – он читает до 8 страниц в минуту. Приближался к нему по скорости чтения и Франклин Рузвельт. Его жена Элеонора Рузвельт пишет, что он за полчаса мог пробежать книгу, которую она читала несколько дней. Однако, добавляет г-жа Рузвельт, когда она пыталась экзаменовать его, «подловить» на упущенных важных моментах, это ей никогда не удавалось. Все существенное и своеобразное в быстро пролистанной книге президент подмечал и запоминал.

Далее наступает самая занятная часть статьи Эванса. Американский политологический центр «Сиенский исследовательский институт» периодически публикует своеобразные рейтинги американских президентов. Учитывая все возможные критерии, оценивается, насколько успешным было то или иное президентство. И вот Эванс проверил, какие места занимают в рейтинге Сиенского института те 22 из 43 американских президентов, которых можно назвать книголюбами. Иными словами, идет ли на пользу лидеру великой державы чтение книг?

Результат оказался в общем в пользу чтения. В первой восьмерке самых успешных и популярных президентов все были книголюбами: Вашингтон, Мэдисон, Джефферсон, Линкольн, Теодор Рузвельт, Вудро Уилсон, Франклин Рузвельт и Трумэн. Дальше по шкале не все так просто. Выдающиеся президенты Эндрю Джексон и Линдон Джонсон в чтении книг замечены не были. Никсон читал много, но в сиенском рейтинге он во второй, нижней половине списка (правда, в верхней части второй половины). И уж полный разнотык выходит с Клинтоном. Он, возможно, самый начитанный из президентов, но, благодаря известным эскападам (в одной из которых фигурировала книга – томик стихов Уолта Уитмена, подаренный Монике Левински), он в последнем по времени рейтинге был лишь на 21 месте, а сейчас, после обнаружения неблаговидных обстоятельств его ухода из Белого Дома, возможно, и еще ниже.

Я чувствую, что у слушателя назревает замечание: важно не сколько книг читает президент, а какие книги он читает. Верно, и Эванс пишет об этом. Согласно его данным, Франклин Рузвельт, хотя и оставил много книг в своей библиотеке нетронутыми, но зато читал такие, которые очевидно могли принести ему пользу как политику и как главнокомандующему. Он читал философские книги, книги по истории, в частности, по военной и военно-морской истории. И поэзию – Киплинга, Лонгфелло, Теннисона, что, скорее всего, помогло ему стать выдающимся оратором. Не прочь он был почитать на ночь и авантюрный роман.

К последнему жанру питал особой пристрастие Джек Кеннеди, который зачитывался книгами Иана Флеминга о Джеймсе Бонде. «Не отсюда ли, - спрашивает Эванс, - невероятные планы уничтожить Фиделя Кастро с помощью взрывающейся сигары?» Впрочем, у Кеннеди хватало самоиронии. После фиаско антикастровской операции в Заливе Свиней он сказал: «Мне следовало поручить это не ЦРУ, а Джеймсу Бонду».

Теодор Рузвельт, с которого начались усилия по охране природы в Америке, зачитывался книгами по ботанике и зоологии, а любимым чтением великого Линкольна были трагедии Шекспира.

Никсон в трудные дни импичмента читал мемуары де Голля. Позднее кто-то обнаружил, что Никсон подчеркнул там слова: «Великие деятели, все без исключения, в высшей степени обладали способностью замыкаться в себе».

Популярность Альберта Гора в опросах общественного мнения резко упала после того как он признался, что его любимая книга - «Красное и черное» Стендаля. Патриотически настроенные избиратели хотят, чтобы любимой книгой американского президента была книга американского писателя.

Джимми Картер, по моим подсчетам, прочитал «Войну и мир» за три часа и сделал из нее следующий вывод: в конечном счете исход великих событий решают не вожди, а простые люди. Это хорошо. А то иной «проходил» «Войну и мир» в школе два месяца, а все верит, что великие события зависят от «вертикали власти».

XS
SM
MD
LG