Линки доступности

Обзор печати от 3 декабря 2001 г. - 2001-12-03


«Стиль Путина – смелый рывок, за которым следует, если не отступление, то шаг в сторону. «Москва может добиться сейчас своих наиболее честолюбивых целей только с помощью других стран – в основном Соединенных Штатов» - пишет корреспондент газеты «Вашингтон Пост» Джим Хоугланд в статье, озаглавленной «Дзюдо с Путиным». Невероятной иронией называет он то, что после десятилетнего отсутствия российские войска, хоть и малочисленные, снова в Кабуле, куда они попали, как он пишет «по расчищенной американскими бомбардировками дороге». «Это поможет сознающему потерю Россией статуса великой державы Влдимиру Путину восстановить её роль в Центральной Азии и, в результате, в мировых делах».

«В то же время российский президент требует, чтобы иначе как к великой державе к России и не относились - что не только успокаивает травмированную национальную гордость, но и предоставляет Путину способ вести дела с более мощными государствами, что французский президент Шарль Де Голль называл «применением силы слабым». Российский мастер дзюдо, - продолжает журналист, - превращает стиль в содержание. Признаки такой находчивости проявились и на переговорах Путина с Бушем о национальной системе противоракетной обороны, и во время российского диалога с НАТО о европейской безопасности, и в кропотливых, целенаправленных усилиях Путина создать сферу нового влияния или контроля над ближним зарубежьем».

Усилия эти, по мнению автора статьи, стали более заметными после событий 11 сентября, когда президент Буш в качестве первой фазы борьбы с глобальным терроризмом решил направить американские войска в Центральную Азию, и Путин поддержал это решение. «Вашингтон должен понимать, - предупреждает корреспондент столичной газеты, - что восторженная поддержка Путиным американских военных действий против талибов не является проявлением альтруизма или дружбы. У него свои цели, достижимые порой за счет Соединенных Штатов. И прибытие 26 ноября в Афганистан дюжины российских транспортных самолетов с военнослужащими и медэкспертами было сюрпризом для Вашингтона, который разрешил бойцам Северного Альянса, Таджикистана и Узбекистана замедлить или заблокировать размещение в регионе европейских сил пока американские солдаты продолжают охоту за Усамой бин Ладеном».

Джим Хоугланд объясняет далее, почему такое удивление неоправданно: «Связь Москвы с Северным Альянсом, - напоминает он, - более давняя и более глубокая… и фактом прибытия российских войск Путин, видимо, решил дать понять, что Россия сыграет не последнюю роль в решении о будущем Афганистана». Это и есть стиль Путина – смелый рывок, за которым следует, если не отступление, то шаг в сторону. Что это: нерешительность, тактическая игра «хороший-плохой» или давление со стороны военных или других структур? - задается вопросом корреспондент «Вашингтон Пост». - Возможно. И американская политика должна стать достаточно гибкой и учитывающей то, что зигзаг - неотъемлемая черта действий Путина: и на ковре дзюдо и в Кремле.

Включение стран Балтии в НАТО выгодно России. В статье обозревателя «Нью-Йорк таймс» Билла Келлера, посвященной проблеме расширения НАТО, говорится, что в будущем году к западному альянсу, вероятно, присоединятся семь европейских стран, причем некоторые из них находятся в непосредственной близости от России. «Не явится ли этот шаг крайне неблагодарным актом по отношению к нашему новому другу, России»? - спрашивает автор статьи. И отвечает на этот вопрос отрицательно. По мнению Билла Келлера, трагедия 11 сентября делает расширение НАТО более необходимым, чем когда-либо в прошлом.

Более того, он считает, что путем расширения альянса президент Буш может осуществить три великие цели: консолидировать достижения рыночной демократии, приблизить Россию к Европе и вдохнуть новую жизнь в НАТО - самый важный союз для Америки.

Автор статьи в «Нью-Йорк таймс» не согласен с теми обозревателями, которые считают, что приближение НАТО к российским границам вызовет в России бурю недовольства и подорвет позиции реформаторов, настроенных на сотрудничество с Западом. Не согласен он и с теми в Америке, кто опасается, что расширение НАТО возложит тяжелое бремя на Соединенные Штаты. По мнению обозревателя, нынешняя война с терроризмом породила дополнительные аргументы в пользу расширения альянса.

«Эта война - пишет Келлер, - приблизила российского президента Владимира Путина к Западу, и теперь он вряд ли выступит с угрожающими речами по поводу включения в НАТО стран Балтии, даже учитывая то обстоятельство, что путь к балтийской военно-морской базе России в Калининграде лежит через территорию Литвы. Исходя из этого, - замечает автор статьи, - Генри Киссинджер утверждал в своей последней книге, что присоединение балтийских стран к НАТО чрезмерно раздражит российское руководство, особенно военное. Однако, выслушав недавние выступления Путина, Киссинджер сказал мне, что снимает свое возражение», - пишет Билл Келлер в «Нью-Йорк таймс».

«Владимир Путин, возможно, не признается в этом, но включение стран Балтии в НАТО выгодно России, - говорится в статье. - Жители этих стран не доверяют своему восточному соседу. В январе 91 года я был в Вильнюсе и видел, как советские танки давили людей, выступавших за независимость Литвы. Ставшие впоследствии независимыми балтийские страны не всегда справедливо относились к своему русскоязычному населению. Но если Литва, Латвия и Эстония войдут в НАТО, им придется соблюдать принятые на Западе нормы в отношении прав человека и облегчить русским получение гражданства. Кроме того, ощущение защищенности под эгидой НАТО поможет этим странам стать более дружественными по отношению к соседям и превратиться в торговый мост между Западом и западными областями России».

Россия осталась единственной крупной державой, не включенной в ВТО. Статья обозревателя столичной газеты «Вашингтон таймс» Картера Доэрти посвящена перспективам принятия России во Всемирную Торговую Организацию. «Москва вступает в решительную фазу переговоров о членстве в ВТО», - пишет автор статьи, подчеркивая, что Россия пользуется в этом вопросе полной поддержкой Соединенных Штатов, стремящихся закрепить свое сотрудничество с Москвой в борьбе против терроризма. Доэрти приводит слова президента американо-российского Совета по вопросам бизнеса Юджина Лосона, сказавшего, что ускорение приема России в ВТО теперь прямо соответствует интересам Америки.

Автор статьи напоминает, что Россия начала добиваться членства в этом важнейшем форуме международной торговли, объединяющем 142 страны, в 95 году. Две недели назад в ВТО был принят Китай, и Россия осталась единственной крупной державой, не включенной в эту организацию. Для вступления в ВТО России придется снизить тарифы на импорт, облегчить иностранным инвесторам доступ к российским финансовым службам и телекоммуникациям и уравнять в правах иностранные и отечественные фирмы. «Эти перемены, - замечает Доэрти, - значительно улучшат позицию американских компаний, которым нигде не приходится так трудно, как в России. Достаточно сказать, что американские фирмы экспортировали в Россию товаров на два миллиарда триста миллионов долларов, в то время как импорт из России составил около восьми миллиардов».

«Перспективы вступления России в ВТО значительно улучшились после террористических нападений 11 сентября, - продолжает автор статьи в «Вашингтон таймс». - В конце сентября, во время посещения России, торговый представитель США Роберт Зеллик сказал, что процесс принятия Москвы в ВТО ускорился, и что американо-российские отношения вошли в новую фазу. «Вступление России в ВТО будет благом как для нее, так и для международного сообщества», - заявил Зеллик. Во время ноябрьского американо-российского саммита президенты Буш и Путин подчеркнули, что присоединение России к ВТО является приоритетной задачей для обеих стран. В совместном заявлении двух президентов говорится о необходимости создать условия, которые улучшат торговые и инвестиционные отношения США и России и помогут России раскрыть свой потенциал в качестве законного и ведущего участника мировой экономики».

Обзор подготовили Лариса Глэд и Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG