Линки доступности

Обзор печати от 2 декабря 2001 г. - 2001-12-02


Вашингтон и Москва договариваются по Ираку. «Россия наконец согласилась совместно с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН проработать список продукции двойного военно-гражданского назначения, запрещенной к ввозу в Ирак. Это сделает санкции в отношении Ирака более адресными и гуманными: с одной стороны, Багдаду будет труднее создавать оружие массового поражения, с другой - облегчится приток в страну чисто мирной продукции. Иными словами, Ирак сможет импортировать все, что явном образом не запрещено к импорту», - так начинается статья в столичной «Вашингтон таймс» о компромиссе, достигнутом США и Россией по Ираку.

В упомянутый список продукции двойного назначения попадают и простые пестициды, и химикаты потенциально оружейного применения, и сложная современная вычислительная техника. Действующий режим санкций просуществует еще полгода. Предполагается, что и далее Ирак будет осуществлять закупки со счета программы «нефть в обмен на продовольствие», с той лишь разницей, что закупки эти более не будут подлежать утверждению Советом Безопасности ООН.

«Задача санкций, наложенных после вторжения войск Саддама Хусейна в Кувейт в девяностом году, заключается в принуждении Ирака к сотрудничеству с военными инспекторами ООН, расследующими факты производства в стране оружия массового поражения. Ирак утверждает, что дефицит товаров первой необходимости, вызванный санкциями, привел к гибели полутора миллионов человек и подорвал производственную инфраструктуру страны, в частности - в нефтяном секторе, - говорится далее в статье. - Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан считает, что Ирак выигрывает пропагандистскую войну».

Китай, Франция и особенно Россия, в отличие от Великобритании и США, до самого последнего времени хотели вообще снять санкции с Ирака или вывести из-под их действия целые широкие категории товаров. В ответ на согласие России присоединиться к разработке номенклатуры запрещенного импорта Соединенные Штаты обещали, что проголосуют за временное приостановку санкций, если Ирак вернет в страну международных инспекторов. Инспектора перед лицом постоянных помех, чинимых Ираком, покинули страну в декабре девяносто восьмого года.

«На днях Ирак отверг требование президента Буша вернуть инспекторов. Вопрос о том, распространится ли нынешняя антитеррористическая кампания на Ирак, остается открытым», - констатирует Вашингтон таймс.

Смелый шаг российской дипломатии. Теме компромисса между Америкой и Россией по Ираку посвящена и статья в газете «Бостон глоб». «Единодушие, проявленное в этом вопросе пятнадцатью членами Совета Безопасности, еще недавно казалось немыслимым, - отмечает газета. - «Этот консенсус Совета должен прямо подействовать на расчеты Багдада», - сказал глава американской делегации Джон Негропонт».

Газета напоминает, что трижды за последние полгода Америка и Великобритания пытались изменить режим санкций в отношении Ирака в сторону либерализации гражданского импорта и ужесточения импорта военного или военно-гражданского назначения. «Одна из задач реформы схемы санкций, - пишет «Бостон глоб», - это отразить демагогические утверждения Ирака, будто эмбарго, а не сознательная политика Саддама Хусейна, ведет к гибели мирных граждан».

«Согласившись на компромиссную резолюцию, российская дипломатия сделала смелый шаг, - считает бостонская газета, - поскольку до сорока процентов своей нефти Ирак продает через российских посредников. В июне Ирак на месяц перекрыл свои нефтепроводы, чтобы вынудить Россию проголосовать против пересмотра режима санкций».

Важные разногласия все же остаются. Россия хочет снять санкции с Ирака, как только туда вернутся международные инспекторы. Великобритания и США выступают против такой спешки. «Тем не менее, Москва и Вашингтон не желают ссориться, пока в Афганистане идет война», - отмечает «Бостон глоб».

Россия теряет национальное художественное достояние. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Джон Вароли сообщает из Санкт-Петербурга о значительном расширении масштабов краж и незаконной продажи на Запад национального достояния России - произведений искусства и антиквариата, книг и рукописей, находящихся музеях, частных коллекциях и церквах. Особенно сильно от этой тенденции пострадал Санкт-Петербург. С 92 по 97 год число краж возросло в десять раз. Невосполнимые потери Государственного русского музея, Академии художеств, Эрмитажа, Российской Национальной библиотеки и библиотеки Российской Академии Наук составили миллионы долларов.

За двести сорок лет своего существования Эрмитаж трижды становился объектом грабителей. В пятидесятых годах были похищены две картины русских мастеров, но уже через несколько недель грабители были арестованы, и картины благополучно вернулись домой. Счастливо закончилась и вторая история - в 94 году электрик музея украл древнюю египетскую стеклянную чашу. Через год он был арестован при попытке сдать ее в комиссионный магазин. Но вот совершенная в марте нынешнего года последняя кража - созданной в 1876 году картины французского художника Жан-Поля Жерома "Бассейн в Гареме" – пока остается нераскрытой.

«Почти каждый месяц в одном из полутора тысяч российских музеев происходит кража, - продолжает Вароли. - В прошлом году из волгоградского музея были украдены две скульптуры Родена, а из библиотеки Российской Академии Наук - несколько томов трудов Коперника. А уж украденным из церквей иконам просто потерян счет».

По мнению сотрудников правоохранительных органов, размах краж связан с острой нехваткой средств у музеев. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, у музея нет денег для содержания достаточного числа смотрителей, хотя оплата их труда мизерная. Годовой бюджет Эрмитажа составляет около 12 миллионов долларов, половину из которых предоставляет государство. В последние годы музей получал финансирование на отдельные проекты от фирм «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола», Фордовского фонда и других частных компаний и организаций.

Краденное, в основном, переправляется на Запад. Сотрудники отдела по борьбе с кражами произведений искусства санкт-петербургской милиции говорят, что раскрывается около половины преступлений. Но и это заметный прогресс по сравнению с 92 годом, когда раскрывалось лишь 13% преступлений.

Пиотровский замечает, что стопроцентной защиты от грабителей не существует. Музеям приходится постоянно быть начеку. «Сейчас, - говорит директор Эрмитажа, - перевес на стороне противника, но мы сдаваться не намерены – будем совершенствовать безопасность».

Обзор составил Евгений Аронов

XS
SM
MD
LG