Линки доступности

Военные трибуналы - 2001-12-02


Решение президента Буша о потенциальном учреждении военных трибуналов для суда над негражданами США, обвиненными в терроризме, продолжает вызывать в Америке бурные споры. На этой неделе полемика захватила Сенат.

По мнению демократов в юридическом комитете Сената, использование военных трибуналов - или, как их официально именуют, военных комиссий - для рассмотрения дел неграждан США, обвиненных в террористической деятельности, подорвет доверие мировой общественности к американской судебной системе. Председатель комитета, вермонтский сенатор Патрик Лейхи, неустанно критикует администрацию Буша за попрание гражданских свобод: «Чем это поможет нашей борьбе с терроризмом? Военные комиссии, возможно, представляются сейчас удобным инструментом политики. Но соответствуют ли они нашим национальным интересам в долгосрочном плане? Анализируя мудрость решения президента по поводу военных комиссий, следует учитывать, что они могут стать для зарубежных правительств образцами судов над американскими гражданами».

Сенатор от штата Массачусетс Эдвард Кеннеди тоже считает, что создание военных трибуналов даст мощное оружие критикам Соединенных Штатов: «Мы говорили, что военые суды в Египте не обеспечивают гражданским лицам правовых гарантий. Мы говорили, что военные трибуналы в Судане не придерживаются элементарной судебной процедуры. Мы критиковали по аналогичной причине Бирму, Китай, Колумбию, Малайзию, Нигерию, Россию и Турцию... И вот теперь мы сами намереваемся учредить военные трибуналы. Возникает вопрос: имеем ли мы право критиковать других»?

Как отмечают обозреватели, демократы в Конгрессе особенно раздражены тем, что президент принял решение о военных комиссиях без консультаций с законодателями.

Защищая действия президента, заместитель министра юстиции Майкл Чертоф подчеркнул, что события 11 сентября побудили администрацию вести себя, как он выразился, «агрессивно и неумолимо»: «Поле боя не оставляет времени для крючкотворства. Если к нам в руки в Афганистане попадет террорист, президент должен иметь возможность действовать не обычным порядком, то есть - не доставлять его в Нью-Йорк или Вашингтон, где подозреваемый предстанет перед федеральным судом. Такая процедура подвергнет жителей наших городов большому риску. Поэтому президент должен быть в состоянии отдать террориста в руки военного трибунала, который будет его судить по законам военного времени».

Военные комиссии наделены более широкими полномочиями по сравнению с гражданскими судами. В частности, заседания трибуналов проходят за закрытыми дверями, показания свидетелей не обязательно должны подкрепляться уликами и так далее. Приговор выносится двумя третями состава военных судей, причем наказания по делам о терроризме включают смертную казнь. Аппеляции рассматриваются тем же трибуналом.

Республиканцы в юридическом комитете Сената, в целом, одобряют решение Белого Дома. По словам сенатора от штата Юта Орина Хэтча, американцы в подавляющем большинстве поддерживают кампанию президента Буша против терроризма внутри страны страны и за рубежом: «Более того, - продолжал сенатор, - многие американцы обеспекоены тем, что мы предпринимаем недостаточные усилия для искоренения терроризма. На будущей неделе, когда мы заслушаем министра юстиции, нам следует заострить внимание на том, все ли нами сделано для парирования угрозы терроризма, и достаточно ли хорошо мы вооружили нашего президента для борьбы с «Аль-Кайдой».

Заместитель мининстра юстиции оправдывал также действия правозащитных органов, задержавших для допроса сотни неграждан США после терактов 11 сентября. «Цель этих мероприятий, - отметил Чертоф, - выявление так называемой агентуры глубокого ведрения, способной совершить новые злодеяния».

Во вторник министр юстиции Джон Эшкрофт сообщил, что в настоящее время под стражей находятся около шестисот лиц, по большей части задержанных за нарушение иммиграционного режима.

XS
SM
MD
LG