Линки доступности

Обзор печати от 1 декабря 2001 г. - 2001-12-01


Братские объятия при незаметных результатах. «Сцены общения Джорджа Буша с Владимиром Путиным на ранчо в Кроуфорде, где они похлопывали друг друга по плечу и ели жареное мясо, доставили мне истинное удовольствие, - пишет в «Нью-Йорк таймс» известный газетный обозреватель Томас Фридман. - На душе сразу потеплело: не так уж часто доводится наблюдать подобные эпизоды братания американских и российских лидеров. Но вот что примечательно: этот важный, интимный, можно сказать, саммит не принес никаких соглашений. Впрочем, как раз в тот самый момент рушился «Талибан», и никто не придал этому факту значения. А следовало бы».

«Возникает проблема, - продолжает обозреватель, - которую можно сформулировать так: какой частью своей внешнеполитической программы, сформулированной до одиннадцатого сентября, Джордж Буш готов пожертвовать ради программы, оформившейся после этой даты? Команда Буша пришла к власти, одержимая идеей создания противоракетного щита. Сторонники жесткой линии в окружении президента желают избавиться от договора по ПРО и вообще от всякого контроля над вооружениями с целью реализации фантастического проекта Рональда Рейгана - создания системы тотальной противоракетной обороны по программе так называемых «Звездных войн».

«Договор по ПРО имеет критически важное значение для России как подтверждение ее статуса сверхдержавы и как инструмент, обеспечивающий предсказуемость в области ядерных вооружений, - пишет Томас Фридман. - Русские опасаются, что тотальная противоракетная система по программе «Звездных войн» сделает США неуязвимыми, и тогда они будут способны атаковать Россию, не опасаясь ответного ракетно-ядерного удара. Таким образом будет нарушен ядерный баланс, благодаря которому сохранялся мир после Второй мировой войны».

«Еще до одиннадцатого сентября некоторые из нас задавали вопросы: что представляет реальную угрозу для США? И второй вопрос: способна ли Америка в одиночку отразить эти угрозы, не сотрудничая с Россией? - пишет Томас Фридман. - Поскольку ответ на эти вопросы напрашивался отрицательный, мы утверждали, что противоракетная оборона должна увязываться с сотрудничеством с Россией, а вопрос о расширении НАТО следует отодвинуть на второй план. Налаживанию стратегических отношений с Москвой должно быть уделено первостепенное значение. События 11 сентября как ничто другое подтвердили эту точку зрения».

«Хорошо, что после 11 сентября Джордж Буш в большей степени осознал важность России в американской внешней политике, - указывает обозреватель «Нью-Йорк таймс». - В Кроуфорде он предложил Путину два варианта на выбор: либо договор по ПРО на ограниченное время сохраняется, но Америка получает право на неограниченное проведение испытаний и безусловную дислокацию противоракетной системы в дальнейшем, либо Америка и Россия разрывают договор по ПРО и заключают устное соглашение о сокращении ядерных арсеналов и проведении испытаний».

«На оба этих предложения Путин ответил отказом. Он не мог гарантировать согласие своих генералов на проведение американских испытаний в таких масштабах, а идея контроля над вооружениями, скрепленного рукопожатием, русским показалась дикой», - пишет Томас Фридман. «Идея, согласно которой мы готовы избавиться от оговора по ПРО и заменить его рукопожатием между Бушем и Путиным, совершенно смехотворна», - цитирует обозреватель «Нью-Йорк таймс» мнение эксперта по внешнеполитическим проблемам из университета Джонса Хопкинса Майкла Манделбаума и продолжает: «Согласится ли любой из членов администрации Джорджа Буша приобрести дом подобным образом - без купчей, а сделку скрепить одним рукопожатием? И что случилось со знаменитым девизом Рональда Рейгана «Доверяй, но проверяй»?»

«Команда Буша, кажется, вот-вот совершит большую ошибку, - подводит итог своим рассуждениям Томас Фридман. - Путин принял решение связать судьбу России с Западом. Но в своем решении он намного опередил российский генштаб и общественное мнение. Для того, чтобы они прогрессировали в том же направлении, Путину необходимо прикрытие, которое обеспечивает договор по ПРО. При этом российский президент готов согласиться на ограниченные испытания системы противоракетной обороны. Следует пойти ему навстречу. Сотрудничество Путина с Америкой гораздо важнее противоракетных испытаний. Даже если бы мы располагали одиннадцатого сентября системой противоракетной обороны, это не спасло бы жизнь ни одного из погибших в тот день американцев. Если же мы правильно определим свои приоритеты и начнем выковывать систему стратегического партнерства с Россией, то сможем и проводить испытания системы противоракетной обороны, и обеспечить подлинное сотрудничество с Россией. А это гораздо важнее».

Обходные маневры Путина. «Вашингтон таймс» откликнулась редакционной статьей на новый политический скандал, который назревает в Москве в связи с угрозой закрытия телеканала ТВ-6. События, развертывающиеся вокруг этой телекомпании, газета рассматривает в контексте новых отношений между США и Россией после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября. «Если учесть, что российские демократические институты еще очень непрочны, попытки Путина ущемить независимость судов и СМИ могут обернуться для России в будущем серьезными проблемами, - указывает газета. - Белому Дому следует отреагировать на этот вопрос теперь, поскольку Путин по собственной инициативе не откажется от обходных маневров для достижения этих своих целей».

В этой связи «Вашингтон таймс» высказывает мнение, что американские увещевания возымели определенное воздействие на российского президента в чеченском вопросе. Газета имеет в виду недавнюю встречу между уполномоченным Кремля и эмиссаром Аслана Масхадова. «Исключительно важно, чтобы президент Буш продолжал высказывать свою озабоченность президенту Путину и в то же время продолжал сотрудничать с ним в борьбе против терроризма, - говорится в редакционной статье. - Если же США проявят в этом вопросе беспечность, то проблемы, на которые сегодня не обращают внимания, завтра могут перерасти в кризисы».

«На реформу равняйсь!» «Две катастрофические войны в Чечне не смогли убедить кремлевское руководство отказаться от архаичной системы комплектования армии по принципу обязательной воинской повинности, - пишет в «Крисчен сайенс монитор» Фред Уэйр. - К окончательному решению перейти на контрактную систему его, по-видимому, вынудили суровые уроки событий 11 сентября в Соединенных Штатах». Говоря об объявленной на прошлой неделе министром обороны Сергеем Ивановым программе коренной перестройки вооруженных сил, корреспондент бостонской газеты замечает: «С подобными обещаниями российские руководители выступали на протяжении более десяти лет и все это время нарушали их. А тем временем доставшаяся России в наследство от советских времен и утратившая боеспособность армия ежегодно пополнялась четвертью миллиона допризывников, которым было уготовано полуголодное существование, жесткая муштровка и дедовщина».

«По мнению специалистов, Кремль на сей раз настроен серьезно - хотя бы потому, что антитеррористическая операция в Афганистане выявила серьезные прорехи в подготовке российских вооруженных сил, - пишет «Крисчен сайенс монитор». - Высшие чины в российском генералитете дали понять, что они возражают против перехода на контрактную систему. Однако, как показывает проведенный в прошлом месяце опрос общественного мнения, 66% процентов россиян высказываются за отказ от обязательного призыва в армию».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG