Линки доступности

Таос – художественная «Мекка» Нью-Мексико - 2001-12-01


Наше сегодняшнее путешествие я начну с ответа на вопрос, заданный неделю назад. (Напоминаю, что мы все еще находимся в штате Нью-Мексико). Итак, шестнадцатого июня 1996 года в Таосе открылась гостиница, которую иначе как экстраординарной не назовешь. Это - первый и единственный в нашей стране отель, создатели которого поставили перед собой задачу сохранения и, в известном смысле, расширения уникальной коллекции работ, принадлежащих известному русскому художнику Николаю Фешину, жившему в Таосе с 1927 по 1955 год.

В Америку Фешин эмигрировал в 1923 году, уже будучи признанным и известным художником. В Нью-Йорке, где он обосновался, Фешин очень скоро обрел репутацию выдающегося портретиста: его кисти принадлежат портреты многих известных писателей и актеров и среди них - звезды немого кинематографа Лилиан Гиш. В 1926 году приятель Тешина предложил показать ему «настоящую Америку», в маршруте путешествия по стране был и Таос.

Решив поселиться в Таосе (его, как и многих его собратьев по ремеслу, пленил удивительный «свет», присущий этим местам), Фешин купил несколько обветшалых построек, типичных мексиканских «адоби», которые начал перестраивать на свой вкус и лад. Замечу, что достаточно взглянуть на дом, в котором теперь расположен музей художника, чтобы оценить его безусловный архитектурный дар и мастерство резчика по дереву: ворота, двери, ставни, мебель выполнены в стиле, типичном для русской деревенской избы и украшены затейливым орнаментом. Весьма забавный гибрид: испанский «адоби» и российский фольклор в сочетании с экзотической архитектурой, в которой идеи конструктивизма сочетаются с традиционной мексиканским стилем. Сейчас в доме и примыкающей к нему мастерской разместился музей – «Институт Фешина». Здесь устраиваются лекции и концерты, а в конце сентября «The Fechin Institute» открывает свои двери для Таосского фестиваля искусств. Для публики институт открыт с конца мая до середины сентября. Но если случится, что вы попадете в Таос в другое время года, не беда - позвоните по телефону, который вы найдете в любом туристическом справочнике, и договоритесь о времени посещения: вам любезно откроют двери дома. Безусловную службу сослужит упоминание о русском происхождении: к вам будут особо внимательны. Вход в музей бесплатный. Посетителям ненавязчиво предлагают оставить небольшой взнос - три доллара, пожертвования идут на содержание института и другие благотворительные цели.

Отель «Фешин Инн», задуманный и построенный благодаря усилиям дочери художника - Ии, расположен на территории усадьбы Фешина. Буквально все здесь воспроизводит стилистику дома художника: резьба, украшающая арочные проемы и деревянные панели потолков, лестничные перила и мебель, стойки баров и книжные полки библиотеки, где по утрам сервируется завтрак для постояльцев. Стены вестибюля, гостиной, номеров, биллиардной, ресторана украшены превосходными репродукциями картин художника - настоящее сказочное царство, в котором фольклорные элементы особенно впечатляют в сочетании со сверхсовременными бассейнами, джакузи и прочими изысками. И - неслыханной красоты вид на окружающие Таос горы.

Отель, как и музей Фешина, расположен на Пасео Дель Пуэбло Норте. Практически все названия Таоса свидетельствуют об испанском влиянии, что и немудрено: испанцы колонизировали эти места в конце шестнадцатого века, и с тех пор испанское присутствие оставалось доминирующим вплоть до наших дней. Пасео (что соответствует английскому «авеню») Дэль Пуэбло Норте идет от одного из самых знаменитых индейских поселений Нью-Мексико - Таос Пуэбло, в котором индейцы племена Тиуа живут вот уже более девятисот лет - и приводит к центральной площади города, которая, как и в Санта Фе, именуется просто Plaza, площадь.

Практически все самые известные галереи Таоса расположены вокруг Плазы, а на ней - бесконечное множество магазинов, ресторанов, кафе. Самый лучший способ погрузиться в неторопливую, размагниченную и завораживающую атмосферу города - усесться под тентом с чашкой кофе, смотреть и слушать красочную и неугомонную толпу.

Чуть отклонившись от Плазы и свернув в одну из прилегающих к ней улочек Камино де ла Пласито, вы окажетесь перед зданием Добровольного Пожарного Общества Таоса, тоже имеющего непосредственное отношение к искусству, о котором в Таосе только и можно говорить. В 1950 году пожарники-добровольцы обратились к своим приятелям-художникам с просьбой помочь им в оформлении комнаты отдыха. Некоторые художники

одолжили свои картины, с тем чтобы украсить стены помещения, большинство же просто свои работы подарили. Так было заложено начало одной из самых интересных коллекций работ современных художников.Таоса. Вход на пожарную станцию - бесплатный.

Одна из улиц Таоса названа именем губернатора Бента, убитого в 1847 году, во время бунта таосинцев против власти Соединенных Штатов. На этой улице находится его дом, превращенный сейчас в музей Истории Дикого Запада. И здесь же - лучшие рестораны и кафе города. В одно из них - «Bent Street deli & cafe» - загляните непременно. Вы узнаете его издалека по бело-голубым зонтикам, под которыми прямо на улице стоят столики. Здесь нельзя не потрястись изобретательностью и разнообразием меню (одних бутербродов - семнадцать разновидностей) и неправдоподобно низкими ценами.

Но давайте пересечем Плазу и заглянем в музей Кита Карсона. Дом этот был построен в 1825 году и куплен Карсоном, известным горным проводником и индейским посредником в 1843 году. В этом доме Кит и его жена Хосефа Харамильо (дом был свадебным подарком Кита своей юной жене) прожили двадцать пять лет вплоть до смерти обоих.

В гостиной, кухне и спальне сохранена вся мебель, посуда и предметы обихода - как это было при жизни Карсонов, в остальных девяти комнатах дома собраны коллекции индейских украшений и утвари, предметы быта и оружие, которыми пользовались первые поселенцы, а также множество свидетельств яркой и своеобразной жизни Карсона. В книжном магазине при музее вы найдете исчерпывающую информацию об истории Нью-Мексико и Таоса.

Еще один дом-музей, носит имя уже упоминавшегося мною Эрнеста Блуменшайна, одного из основателей Таосского Общества Художников. Он еще старее дома Карсона, часть его была построена в 1790 году.

Блуменшайн поселился в нем в 1919. Он, как и Фешин, родился в России, в Петербурге. В Таос попал в 1898 году по чистой случайности: Блуменшайн изучал живопись в Париже и вслед за этим решил повидать Новый свет. Вместе со своим приятелем Бертом Филлипсом он подвизался в Нью-йоркском журнале МакКлюр и по заданию журнала отправился в Нью-Мексико.

Случилось так, что колесо повозки, в которой они путешествовали, сломалось в горах, милях в тридцати от Таоса. Блуменшайн взвалил колесо на плечи и верхом отправился в

Таос. Когда он спустился с гор и въехал в долину, в которой лежит город, он был потрясен увиденным. «Никогда ни один художник не запечатлел на своем полотне подобное тому, что открылось моим глазам, - писал он позднее. Никогда ни один писатель не описал этот непередаваемый, напоенный лучами восходящего солнца аромат и неправдоподобный покой небес. Это было первое и глубочайшее потрясение, испытанное мною в моей жизни. Моя судьба была решена. В доме-музее Блуменшайна широко представлены кроме его работ картины других мастеров начала века и дочери художника - Хелен.

Напоследок я хочу обратить ваше внимание еще на одно место, где стоит если и не остановиться, то побывать. Это - постоялый двор «Сагербугш Инн», где в 1939 году, в номере на третьем этаже жила всемирно известная художница Джорджия ОКиф. Впрочем, заслуживает внимания и сам по себе отель, с его индейской архитектурой, прекрасным бассейном, кустарной мебелью, коврами и типичными индейскими каминами «кива». А бар при гостиничном ресторане - излюбленное место встречи любителей потанцевать и послушать кантри и рок-музыку. Особенно горячо здесь бывает зимой, в разгар лыжного сезона.

XS
SM
MD
LG