Линки доступности

Американские мусульмане: портрет на фоне статистики - 2001-11-30


За два с лишним месяца, прошедших с 11 сентября, правозащитными организациями Америки было зарегистрировано множество жалоб со стороны уроженцев Ближнего Востока. Потерпевшие утверждали, что их уволили с работы, понизили в должности или дискриминировали другим образом по той причине, что они мусульмане или имеют ближневосточную внешность. Насколько обоснованы эти жалобы?

Любая дискриминация по религиозному или этническому принципу в США запрещена законом. Но факт дискриминации устанавливается судом, а суд рассматривает только факты, а не субъективные ощущения.

Между тем, говорит представительница общественной организации «Совет по американо-исламским отношениям» Ходан Хасан, доказать несправедливость в обращении с мусульманами нелегко. В доказательство она приводит случай с одной женщиной, явившейся по объявлению о найме в гостиницу на Восточном побережье Америки: «Менеджер взглянул на нее и спросил: «Вы всегда носите головной платок?» Та ответила: «Всегда. Это требование моей религии». Менеджер сказал: «Хорошо. Мы вам позвоним»... Звонка она так и не дождалась. На работу взяли другую женщину, немусульманку. Конечно, выбор был сделан неслучайно. Но доказать ничего нельзя».

Такой вывод разделяют не все. Флоридский адвокат Уильям Амлонг взялся вести дело человека по фамилии Мухамед. Этот американец иранского происхождения недавно был уволен из ресторана, где проработал 17 лет. «Господин Мухамед не сделал ничего плохого, - говорит Амлонг. - За все годы он получал одни благодарности. Но его сократили. Я уверен, это произошло только потому, что его фамилия Мухамед. Мы рассчитываем, что суд удовлетворит наш иск и моего клиента восстановят на работе».

Эти и подобные истории часто мелькают в прессе после 11 сентября, когда выяснилось, что чудовищное нападение было совершено мусульманскими террористами. Напомним, что лидеры мусульманской общины США одними из первых осудили теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Президент Буш посетил мечеть в Вашингтоне и, обращаясь к прихожанам, сказал, что американцы не отождествляют ислам с террором. «У преступников нет религии и нет отечества», - сказал он.

Тем не менее, говорит Ходан Хасан, стереотипные представления о мусульманах проявляются в полной мере: «До недавних пор американцы имели отдаленное представление обо всем, что связано с исламом. Мало кто знаком с историей и учением этой религии, с разнообразием ее приверженцев. Сейчас люди начинают задавать вопросы, и мы считаем это хорошим признаком».

Один из вопросов, возникших после 11 сентября: сколько мусульман проживает в Америке? Оказалось, ответить на него нелегко. В ходе переписи населения счетчикам запрещено спрашивать людей об религиозной принадлежности. Различные источники - от энциклопедий до научных исследований - называют цифры от двух до семи миллионов. Разброс, как видите, большой. При этом отмечается, что около половины мусульман составляют афроамериканцы, остальные - выходцы из стран, где ислам является доминирующей религией, и их потомки.

Что же касается утверждений, будто мусульмане из числа иммигрантов подвергаются в Америке дискриминации, то тут данные переписи 2000 года рисуют прямо противоположную картину. Уточним, что речь идет о выходцах из Афганистана, Египта, Иордании, Ирака, Ирана, Ливана, Пакистана, Сирии и Турции. Так вот, по уровню доходов, образования и семейности мусульмане значительно превосходят средние показатели по стране. В частности, обладатели дипломов о высшем образовании составляют в США, в целом, 22%, а среди ближневосточных уроженцев - 41%.

Эта община быстро растет - и по той причине, что иммигранты из вышеназванных стран стремятся переехать в Америку, и потому, что в семьях мусульман рождаемость в полтора раза выше средней по стране. Тем не менее общая картина вряд ли помогает в ситуациях, когда мусульмане или люди с «подозрительной внешностью» становятся объектами прямых нападок или завуалированного недоброжелательства.

Антон Хаджар, житель престижного вашингтонского пригорода Чеви-Чейс, - сириец третьего поколения, по профессии адвокат. «До 11 сентября ни я, ни моя семья не сталкивались с враждебностью, - сказал он корреспондентам газеты «Вашингтон пост». - Но когда мою дочь в классе стали обзывать «террористкой», я впервые ощутил свою принадлежность к меньшинству. Теперь ты знаешь, сказал я ей, через что прошли негры и евреи в нашей стране. Ты никому не докажешь, что ты не террористка. Ты должна оставаться хорошим, честным человеком. Только это создаст верное представление о тебе».

XS
SM
MD
LG