Линки доступности

Обзор печати от 26 ноября 2001 г. - 2001-11-26


Российские ядерные арсеналы и угроза ядерного терроризма. «Процедурные вопросы порой бывают крайне важны и содержательны. Разрешит ли руководство республиканского большинства в Палате представителей поставить на общее голосование вопрос о выделении дополнительно шести с половиной миллиардов долларов на цели борьбы с терроризмом? Соответствующий законопроект предусматривает, среди прочего, увеличение финансирования мероприятий по укреплению безопасности российских ядерных материалов», - так начинается в «Вашингтон пост» статья обозревателя Дэвида Бродера под названием «Охраняя российский атом».

Упомянутый законопроект был провален несколькими голосами в Комитете по ассигнованиям, причем причиной были не предметные разногласия большинства оппонентов с содержанием резолюции, а их нежелание злить Белый дом, который сам установил предел расходов на антитеррористические мероприятия.

«Речь идет о чрезвычайно важном вопросе, - отмечает Бродер, - а именно - о предоставлении России дополнительно трехсот шестнадцати миллионов долларов на задачи охраны и мониторинга запасов расщепляющихся материалов, а также субсидирование российских атомных лабораторий и институтов, чтобы безработные и высоко квалифицированные ученые могли работать там и не соблазнились из-за крайней бедности работой на террористов. В конце сентября, - продолжает Бродер, - Россия впервые согласилась предоставить американским инспекторам доступ на целый ряд своих атомных объектов. Тридцать сенаторов направили президенту письмо с просьбой посодействовать адекватному финансированию проектов утилизации оружейного плутония в России. Мелочная экономия на таких вещах недопустима», - заключает обозреватель «Вашингтон пост».

Россия поколебала мировой рынок нефти. Нью-йоркская «Ньюсдэй» призывает своих читателей, интересующихся экономикой, следить за «нефтяными» решениями России.

Цены на нефть упали с одиннадцатого сентября на десять долларов за баррель ввиду общего замедления хозяйственной деятельности в мире. Дешевое сырье, вопреки желаниям террористов, может помочь Америке выйти из экономического спада, но это при том, что Россия не сократит резко объем добычи и экспорта. ОПЕК хотел бы, чтобы Россия уменьшила экспорт на сто пятьдесят - двести тысяч баррелей в день. Россия начала торговаться с картелем, предложив сначала сокращение на тридцать тысяч баррелей, а затем на пятьдесят. Следующие консультации правительства с российскими нефтяными компаниями назначены на вторую неделю декабря.

«Ньюсдэй» приводит почти единодушное мнение западных экспертов, что Россия получит от ОПЕК какие-то уступки, но в целом согласится на его требования - не в последнюю очередь потому, что в зимние месяцы вывоз нефти Россией и так обычно уменьшается.

Орган американских деловых кругов газета «Уолл-стрит джорнал», тоже комментируя ситуацию с российским нефтяным экспортом, цитирует вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна: «И правительство, и нефтяные компании считают, что лучше быть бедным и больным в условиях низких цен, чем богатым и здоровым в условиях цен высоких. Первое укрепляет иммунитет». «Россия не хочет сокращать добычу, ибо только недавно производство снова стало расти после целого десятилетия застоя. Закрытие скважин опрокинет эту тенденцию», - пишет «Уолл-стрит джорнал».

Перспективы американо-российского сотрудничества. «На заре своего президентства Владимир Путин представлялся Западу ставленником российских спецслужб и военно-промышленного комплекса. Сегодня он, похоже, разозлил и тех, и других, пойдя на сближение с Соединенными Штатами в областях разоружения и борьбы с терроризмом, - сообщает из Москвы корреспондент «Вашингтон пост» Даниэл Уильямс. - Пока что ситуация в стране терпимая, и поддержка Путина остается весьма сильной. Но в случае какого-нибудь сбоя, круги, недовольные новым внешнеполитическим курсом, попытаются расквитаться с президентом», - пишет Уильямс, проводя параллели с неприятностями, которыми навлек на себя Михаил Горбачев своим «новым мышлением во внешней политике».

«Никаких программных заявлений после одиннадцатого сентября Путин не делал, и кадровых перестановок, которые могли бы свидетельствовать о смене курса, тоже не было, - приводит Уильямс слова политического консультанта Игоря Бунина. - Путин обычно согласует решения с элитой, на сей раз, сдается, он действовал в одиночку».

«Теперь отношения с элитами будут зависеть от характера следующей фазы войны с терроризмом, - вторит Бунину его коллега Марк Урнов. - Если, скажем, кампания перекинется на Ирак, Путину несомненно придется расширить консультации с влиятельными лобби».

Редколлегия «Чикаго трибюн» с удовлетворением отмечает потепление в отношениях Москвы и Вашингтона, цитируя известного обозревателя Джорджа Уилла: «Взрывная волна, порушившая Всемирный торговый центр и Пентагон, занесла Россию в лоно Европы». Волнует чикагскую газету, правда, то, что потенциал американо-российского детанта не будет реализован.

«Какие-то важные шаги, однако, уже сделаны: Россия и Америка сократят свои наступательные ракетно-ядерные арсеналы по причинам как банально экономическим, так и из-за желания уменьшить вероятность случайных пусков и минимизировать риск перетекания оружия массового поражения в руки террористов и государств-изгоев, - пишет «Чикаго трибюн» и продолжает, - Во-вторых, Буш и Путин хотят сближения России с НАТО, дабы смягчить опасность геополитических столкновений, в частности из-за Балкан, и в перспективе - в регионе Балтии. Россия получает голос в Совете НАТО. Прогресс на этих двух направлениях может дать толчок партнерству и в других сферах, например - нефтяной, - говорится в статье. - России после десяти лет отступления нужно снова закрепиться на мировом рынке нефти, а Соединенные Штаты сегодня в очередной раз задумались о желательности уменьшения своей энерго-зависимости от ОПЕК. Россия может также сыграть конструктивную роль в разрядке напряженности в Центральной Азии, урегулировании ближне-восточного конфликта и в отношениях Запада с Ираном и Ираком. Соединенные Штаты в силах содействовать принятию России во Всемирную торговую организацию; часть внешнего долга России может быть списана, если она серьезно займется делом нераспространения».

Такие пожелания высказывает «Чикаго трибюн»

Обзор подготовил Евгений Аронов

XS
SM
MD
LG