Линки доступности

Чего можно ожидать от саммита? Мнение эксперта - 2001-11-14


Повестка дня кроуфордской встречи президентов США и России крайне насыщенная. Доминировать в ней, по общему мнению, будут вопросы, связанные с антитеррористической кампанией, но важное место наверняка займут и проблемы наступательных и оборонительных вооружений, и возможность вступления России в ВТО, и дальнейшее расширение НАТО... Насколько вероятно достижение каких либо конкретных договоров в этих сферах? С этим вопросами мы обратились к старшему научному сотруднику Брукингского исследовательского института Клиффорду Гэдди.

Мой собеседник считает некорректной саму постановку вопроса. Владимир Путин, по его мнению, сядет за стол переговоров вовсе не для того, чтобы добиться неких конкретных результатов по специфическим проблемам американо--российских отношений. Его цель совершенно иная: «Он хочет, - считает Гэдди, - чтобы на смену двусторонним американо-российским отношениям пришли многосторонние отношения, в рамках которых Россия и США вместе со своими европейскими партнерами будут на равных решать мировые вопросы. Путин стремится положить конец гегемонии Вашингтона на мировой арене, и в этом смысле он пользуется поддержкой целого ряда европейских лидеров - в первую очередь Герхарда Шредера и Тони Блэра».

«И тех, кто считает, что Путин надеется получить в Кроуфорде конкретное вознаграждение за активную поддержку анти-террористической компании США, - говорит Клиффорд Гэдди, - не понимают смены приоритетов российской внешней политики. Время квипрокво миновало, - утверждает мой собеседник. - Задача российского президента гораздо масштабнее, нежели просто добиться приема в ВТО или заморозить развертывание противоракетного щита. Конечно, если президент Буш предложит ему нечто подобное, Путин не откажется. Но главная его цель - возродить былое величие России, что, с его точки зрения, возможно только в том случае, если на смену однополярному миру, в котором доминируют США, придет многополярный мир, в котором Россия получит свое законное место».

А с чем, в таком случае, приходит к столу переговоров президент Буш? Ответ на этот вопрос, по мнению К. Гэдди, наглядно демонстрирует ассиметрию подхода России и США к общемировым проблемам: «Соединенные Штаты, администрация и лично президент Буш сосредоточены исключительно на проблеме войны с терроризмом, в рамки которой в определенной степени входит и развертывание НПРО. Но это близорукая политика. Россия демонстрирует гораздо большее понимание глобальной ситуации и гораздо более масштабное видение будущего».

Тогда, возвращаясь к исходному вопросу, чего можно все-таки ожидать от саммита? Клиффорд Гэдди считает, что, если Путину удастся убедить Буша в необходимости комплексного и многополюсного подхода к глобальной ситуации, американо-российские отношения вступят в принципиально новую фазу подлинного сотрудничества и взаимопонимания.

XS
SM
MD
LG