Линки доступности

Выставка натюрмортов французских импрессионистов в галерее Филлипса - 2001-11-14


«Натюрморты импрессионистов» - третья из серии выставок импрессионистов в галерее Филлипса. Первая экспозиция из этой серии прошла в 1996 году под названием «Импрессионисты на Сене», где центральное место занимала картина Ренуара «Завтрак лодочников на террасе ресторана Фурнезе на берегу Сены». Вторая выставка - «Импрессионисты зимой» («Effets de Neige») была организована в 1998 году. Сегодня я хочу рассказать о третьей выставке из этой серии.

Сначала несколько слов об истории коллекции Филлипса. В 1918 году Дункан Филлипс решил создать музей современного искусства в память об отце и брате. Оба скончались в одном и том же году. В 1921 году Дункан Филлипс открыл две комнаты своего особняка в центре Вашингтона для посетителей. Он считал, что показ произведений искусства в уютной обстановке частного дома, в отличие от огромных музейных помещений, поможет людям увидеть эти произведения глазами их создателей и самого коллекционера.

В то время как кураторы ведущих европейских музеев в середине и конце XIX-го столетия пренебрежительно относились к работам своих современников, Филлипс и многие американские коллекционеры поняли важную роль, которую импрессионизм играл как цемент в закладке фундамента коллекций современного искусства.

Осенью 1911 года Дункан Филлипс посетил квартиру парижского коллекционера Дюран-Рюэля и был поражен работами Моне, Ренуара и Дега. В промежутке между 1918 годом, когда он купил первую картину Моне, и 1925 годом, когда ему удалось приобрести первые шесть работ Сезанна, Филлипс пришел к выводу, что предпочитает импрессионистов постимпрессионистам и другим модернистам, работы которых он видел на эпохальной выставке в Нью-Йорке в 1913-м году. Но не прошло и десятка лет, как Филлипс изменил свое мнение, и работы постимпрессионистов легли в основу его коллекции.

В 1923 году Дункан Филлипс купил у Дюран-Рюэля за 125 тысяч долларов (в то время это были колоссальные деньги) ныне самую известную в мире картину Ренуара «Завтрак лодочников на веранде ресторана Фурнезе». За ней последовали другие покупки, в частности, таких мастеров, как Моне, Сезанн и Дега.

А теперь - о выставке «Натюрморты импрессионистов». Это первая выставка натюрмортов таких французских художников XIX-го столетия, как Сезанн, Курбе, Кайботт, Фантен-Латур, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Моризо, Ренуар, Гоген и Ван Гог. Перечисленные живописцы известны преимущественно своей жанровой живописью, портретами и пейзажами.

Выставка прослеживает развитие и трансформацию натюрмортного жанра конца XIX-го столетия: от реалистических картин Курбе до поздних работ Сезанна, который проложил дорогу кубизму Брака и Пикассо. И хотя импрессионисты не уделяли большого внимания натюрмортам, предпочитая писать красочные пейзажи, выставка в галерее Филлипса ярко демонстрирует, что по мере выхода этих мастеров за рамки стереотипов традиционного искусства и освобождения от установленных канонов они все же писали натюрморты, хотя и подвергли жанр тщательному анализу.

Я попросил директора галереи Филлипса Джея Гейтса рассказать, какие картины ему удалось собрать для выставки. «На выставке, - сказал г-н Гейтс, - представлены 82 работы из 55 коллекций в нашей стране, Европе, Азии и Северной Америке, чтобы любители искусства могли увидеть работы Гогена рядом с работами Сезанна и Писсарро. Многие из этих работ американцы никогда раньше не видели».

Выставка в галерее Филлипса была организована совместно с Бостонским музеем изящных искусств. На открытие приехал куратор отдела европейского искусства этого музея Джордж Шекелфорд, отметивший, что эта выставка - первая попытка по-иному взглянуть на жанр натюрморта, который прежде не считался таким важным, как, скажем, картины на мифологические, исторические или религиозные темы. «Картины с изображением фруктов и рыбы не считались высоким искусством, - отмечает Дж. Шекелфорд, - и даже непревзойденные мастера XVIII столетия, писавшие натюрморты, считались второстепенными художниками».

Мне хотелось бы добавить, что в 1919 году, за два года до открытия своей коллекции для посетителей, ее основатель Дункан Филлипс купил натюрморт Шардена - одного из ведущих французских художников XVIII-го столетия. И Шардена вряд ли можно назвать второстепенным мастером.

Коллекция Филлипса изобилует натюрмортами. Дункан Филлипс знал толк в современном искусстве. Его коллекция - одно из лучших в мире собраний произведений французских импрессионистов.

XS
SM
MD
LG