Линки доступности

Обзор печати от 25 октября 2001 г. - 2001-10-25


Российская бронетехника в Афганистане. «Россия передала танки силам Северного альянса»: корреспонденцию Билла Гертца под таким заголовком печатает «Вашингтон таймс». «По словам американских официальных лиц, - говорится в корреспонденции, - поставки российской бронетехники уже начались, что значительно усилит огневую мощь альянса, противостоящего талибам». И далее: «Соединенные Штаты и силы антитеррористической коалиции надеются, что с помощью российских танков, бронетранспортёров и другой бронетехники Северный альянс сумеет развернуть крупное наступление и свергнуть режим талибов в Кабуле в течение нескольких недель». Об этом корреспонденту «Вашингтон таймс» заявили официальные лица, пожелавшие остаться неназванными.

Автор перечисляет виды и количество российской бронетехники, которая поступала и еще поступит в распоряжение Северного альянса. Это сорок танков Т-55, около восьмидесяти машин БМП-1 и БМП-2 и несколько десятков бронетранспортеров типа БТР-60. Ожидается, что передача бронетехники будет завершена к концу месяца. Информация была подтверждена американскими официальными лицами, знакомыми с разведсводками. Подтвердил ее и европейский дипломатический источник. «Вашингтон таймс» добавляет, что поставки российской бронетехники Северному альянсу начались после встречи в прошлый четверг в Душанбе между начальником российского Генштаба генералом Анатолием Квашниным и командирами Северного альянса. Кроме того, газета воспроизводит распространенное агентством «Интерфакс» сообщение о других видах российской военной техники, которой предполагается усилить наступательный потенциал Северного альянса. Согласно этому сообщению, к передаче готовятся ракетные установки типа «Град» и самоходные зенитные установки типа ЗСУ-23-4 «Шилка».

ПРО: споры о «крайнем сроке». «На встрече с Владимиром Путиным в Шанхае президент Буш не говорил о намерении США выйти из договора по ПРО. Но он сделал кое-что близкое к этому: назвал крайний срок», - утверждает в редакционной статье «Уолл-стрит джорнэл». Во всех официальных комментариях всякое упоминание о «крайнем сроке» тщательно избегалось, продолжает газета. Вместо этого американские официальные лица предпочитали говорить о «движении за пределы договора». Однако смысл заявлений был ясен: если оба лидера к моменту их следующей встречи на техасском ранчо в ноябре не добьются существенного прогресса, то Буш заявит, что США выйдут из договора по ПРО через шесть месяцев - в полном соответствии с условиями договора».

Далее газета намекает, что подобный демарш, возможно, не потребуется и сторонам удастся договориться: «Коротко говоря, нарастает импульс, способный привести в будущем месяце к историческому повороту в вопросе о противоракетной обороне», - пишет «Уолл-стрит джорнэл» и переходит к обсуждению возможных деталей американо-российского соглашения. По мнению газеты, на Буша будет оказываться давление с целью ограничить масштабы будущей американской системы противоракетной обороны наземными элементами. Газета, со своей стороны, ратует за то, чтобы элементы будущей ПРО были размещены как на море, так и в космосе.

Предвидит она и то, что ради создания системы ПРО придется пойти на сокращение ядерных арсеналов обеих сторон: «Это, по-видимому, приоритет для Путина, нас это не волнует», - замечает газета. «Но это частности, - говорится далее. - Главное же, что Джордж Буш близок к достижению своей цели благодаря тому, что настойчиво добивался ее. Что касается Путина, то он, по-видимому, готов пойти навстречу американцам, поскольку это для него необходимо и он знает, что в любом случае не может воспрепятствовать Бушу».

Контуры стратегической концепции. Свою интерпретацию дипломатических манёвров в вопросе о противоракетной обороне дает «Вашингтон пост» в редакционной статье под заголовком «На пути к стратегической концепции». «Есть основания полагать, что президенту Бушу удалось убедить Владимира Путина в Шанхае согласиться с новой стратегической концепцией, которая позволит США форсировать создание системы противоракетной обороны, - говорится в статье. - Путин намекнул, что, может быть, согласится отставить в сторону договор по ПРО в обмен на существенные сокращения ядерных арсеналов и новые договоренности об оборонительных вооружениях. Такое стратегическое соглашение, - по мнению «Вашингтон пост», - могло бы стать важнейшим достижением, в особенности если бы оно было закреплено в договоре и не покоилось только на личных отношениях между Бушем и Путиным».

«Американо-российское сотрудничество в борьбе против терроризма после 11 сентября указывает путь к установлению партнерства между Россией, с одной стороны, и США и НАТО с другой, - пишет газета. - Однако подлинные сдвиги в этом плане произойдут только после того, как между Москвой и Вашингтоном будет заключено твердое стратегическое соглашение, учитывающее интересы обеих сторон. Москва должна сократить свои запасы наступательного оружия, в то время как США должны продолжить работу по созданию противоракетной обороны».

Далее «Вашингтон пост» указывает на опасности, препятствующие заключению концептуально нового стратегического соглашения. Касается она и вопроса о предполагаемом ультимативном выходе США из договора по ПРО: «Главная опасность на пути к заключению такого соглашения исходит от нетерпения американской стороны, - подчеркивает газета. - До 11 сентября «ястребы» в администрации президента Буша, отстаивающие необходимость противоракетной обороны, настойчиво добивались одностороннего выхода США из договора по ПРО нынешней осенью. На прошлой неделе они пытались убедить Буша поставить Путину крайний срок - январь будущего года как дату одностороннего выхода. Буш не сделал этого. Тем не менее ясно, что некоторые высшие должностные лица, давно выступающие против соглашений о контроле над вооружениями, продолжают отдавать предпочтение односторонним американским действиям любому новому соглашению с Россией».

«Подобные действия были бы ошибочными и до 11 сентября, - резюмирует «Вашингтон пост». - Тем более ошибочными они являются сейчас, когда на карту поставлено американо-российское сотрудничество в военной операции в Центральной Азии и пока еще только наметившееся партнерство России с Западом, которое потенциально может иметь историческое значение. Администрация президента Буша до сих пор весьма умело работала с Путиным над выработкой новой концепции стратегических отношений. Теперь она должна проявить терпение и гибкость, которые позволят заключить существенно важное и прочное соглашение».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG