Линки доступности

Обзор печати от 18 октября 2001 г. - 2001-10-18


Шанхайский гамбит. «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» и другие издания воспользовались саммитом глав государств АТЭС в Шанхае, чтобы высказать свои соображения о новой фазе в американо-российских отношениях после терактов 11 сентября. «Шанхайский саммит дает возможность президенту Бушу прояснить в беседах с другими главами государств, в том числе с Цзянь Цземинем и Владимиром Путиным, какую помощь они способны оказать в борьбе против терроризма и чего они ожидают взамен», - пишет в редакционной статье «Нью-Йорк таймс».

«Президент Путин решительно поддержал США, - напоминает «Нью-Йорк таймс». - В числе прочего он убедил бывшие советские республики Центральной Азии предоставить Соединенным Штатам базы на их территории. В ответ Путин пытается добиться от Вашингтона смягчения критики российских действий в Чечне. В этом вопросе Бушу не следует уступать. Более разумно пожелание Москвы к Вашингтону замедлить форсирование отказа от Договора по ПРО. Раз уж обе страны способны на тесное сотрудничество в борьбе с бин Ладеном, они должны суметь изыскать способы договориться о внесении изменений в этот договор, которые позволили бы создать ограниченную систему противоракетной обороны».

С иных, гораздо более жестких позиций выступает в том же номере «Нью-Йорк таймс» известный политический комментатор Уильям Сэфайр. В своей регулярной колонке он рекомендует президенту Бушу «воспользоваться моментом и настойчиво отстаивать план создания американской системы ПРО». Буш должен добиться в Шанхае согласия Путина по этому вопросу, считает Сэфайр, после чего договоренность можно будет закрепить на предстоящей встрече двух президентов в Техасе. Отговаривает автор и от чересчур поспешного приема России в ВТО, считая, что она для этого «еще не созрела».

Политический комментатор Джим Хоугленд отмечает в «Вашингтон пост», что в американо-российских отношениях грядут большие перемены. «Одиннадцатое сентября в значительной степени ускорило поиски новых отношений с путинской Россией», - пишет он в статье под заголовком «Новый курс Буша в Шанхае». Такую информацию комментатор «Вашингтон пост» получил из первых рук: «В стратегическом плане происходила и происходит последовательная эволюция в пользу развития отношений с Россией. Об этом мне заявила в разговоре в четверг советник по национальной безопасности Кондолиза Райс. Как я понимаю, в Белом Доме сделали ставку на союз с Россией и ее интеграцию с Западом. Этот курс предпочли флирту с «третьим миром» на основе партнерства с Китаем и другими странами, стремящимися ограничить международное влияние США».

Адиос, Лурдес! Все ведущие газеты сообщают о предстоящем закрытии российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме. Об этом объявил в четверг президент России Владимир Путин. Большинство изданий печатают материалы информационных агентств на эту тему. «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» посвятили этому событию статьи своих собственных корреспондентов.

«Россия готова упразднить свою самую крупную заграничную станцию электронного подслушивания, - пишет «Вашингтон таймс» в корреспонденции из Гаваны. - Тем самым будет ликвидирована проблема, многие годы омрачавшая отношения между Москвой и Вашингтоном. В то же время слабой кубинской экономике будет нанесен серьезный удар».

«Вашингтон пост» напоминает, что в декабре прошлого года российскую базу электронного слежения в Лурдесе посетил Путин. Выступая перед персоналом базы, который насчитывает около полутора тысяч военных, он отметил ее значение: «Добываемая вами информация важна не только для военного, но и для политического руководства нашей страны. Особенно сейчас, когда Россия поднимается на ноги», сказал тогда российский президент. «На фоне этих высказываний поворот на сто восемьдесят градусов, который произвел Путин, особенно знаменателен, - комментирует «Вашингтон пост». - Он ярко иллюстрирует перемены в американо-российских отношениях после терактов 11 сентября. Еще несколько месяцев назад ни о чем подобном и помыслить было нельзя».

«Нью-Йорк таймс» приводит реакцию президента Буша в ответ на решение Владимира Путина: «Это решение - еще одно свидетельство окончания «холодной войны». Президент Путин понимает, что Россия и Америка больше не являются противниками». «Путин мотивировал необходимость этого шага главным образом финансовыми соображениями, - отмечает «Нью-Йорк таймс». - Однако ни от кого не мог ускользнуть символический смысл закрытия двух самых крупных российских военных баз за границей, созданных в разгар «холодной войны»». С другой стороны, считает газета, это решение «вполне вписывается в общую политику Путина по сокращению глобальных обязательств России. Эти обязательства в значительной степени утратили свой смысл в эпоху, когда у России нет определенного противника. А сохранять свое военное присутствие в различных частях света не имеет для нее смысла ввиду ограниченных бюджетных возможностей».

Биотерроризм: первый звонок. Российская тема звучит и в материалах на тему об угрозе эпидемии сибирской язвы, которой все американские издания уделяют в эти дни повышенное внимание. «В советскую эпоху осуществлялась крупномасштабная программа создания биологического оружия, - пишет московский корреспондент «Крисчен сайенс монитор» Фред Уэйр. - В Советском Союзе были накоплены огромные запасы вакцины на случай третьей мировой войны. В результате Россия сегодня располагает гораздо большим объемом информации и практическими средствами борьбы с этим заболеванием, чем другие страны. И она предложила поделиться ими с Соединенными Штатами». Автор корреспонденции напоминает и об аварии в секретной лаборатории под Свердловском в 1979 году, в результате которой произошла вспышка сибирской язвы. Ее жертвами стали тогда шестьдесят шесть человек. Несколько сот пострадавших были госпитализированы.

Фред Уэйр приводит мнение эксперта по изучению сибирской язвы Анатолия Воробьева, сотрудника Российской Академии медицинских наук. «Нет никакого сомнения, что случаи распространения бацилл сибирской язвы в Соединенных Штатах - результат биотерроризма, - подчеркнул он. - Но американцы должны понять, что эта угроза, к счастью, может быть легко локализована». По мнению Анатолия Воробьева, эти случаи - сигнал тревоги: «Необходимо сообща принять меры, прежде чем террористы доберутся до веществ, способных уничтожить миллионы людей».

На страницах «Уолл-стрит джорнэл» своим мнением об опасности эпидемии сибирской язвы поделился бывший заместитель директора организации «Биопрепарат» Кен Алибек. В советские времена эта организация занималась разработками биологического оружия. Кен Алибек в настоящее время живет в США. По его словам, советская программа создания биологического оружия была рассчитана в первую очередь на то, чтобы посеять панику у предполагаемого противника. Ее главные цели, подчеркнул он в своем недавнем выступлении на заседании комитета по национальной безопасности Палаты представителей, заключались в том, чтобы вызвать страх, парализовать волю населения в стране противника, парализовать его медицинские службы и нанести серьезный экономический урон. По мнению Кена Алибека, распыление спор сибирской язвы на больших территориях не обязательно может привести к массовой гибели людей.

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG