Линки доступности

«Добродетель и красота». Выставка женских портретов эпохи Возрождения в Вашингтоне - 2001-10-17


Выставка картин художников эпохи Возрождения - явление редкое, а выставка женских портретов - совершенно уникальна: это первая выставка в истории. Такие выставки никогда и нигде не устраивались. Она уникальна еще и тем, что демонстрирует новую тенденцию: интерес флорентийских мастеров к созданию женских портретов в период между 1440 и 1540 годами.

Представленные на выставке в Национальной художественной галерее в Вашингтоне сорок семь редких и удивительных по исполнению портретов представительниц прекрасного пола дают возможность проследить роль, которую женщины играли в общественной жизни в эпоху Возрождения.

Популярность женских портретов была связана с самым важным событием в жизни женщин эпохи Ренессанса - обручением и замужеством. Портреты заказывались отцом невесты, женихом или поклонником. Дорогие наряды и украшения отражали богатство семьи, ее статус в обществе. Даже ювелирные изделия рассматривались не с точки зрения моды, а с учетом сословия, к которому принадлежала женщина.

Женские портреты эпохи Возрождения, созданные такими мастерами, как Филиппо Липпи, Сандро Ботичелли, Андреа дель Вероккио, Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Джакометто Венициано и Бронзино, отражают красоту прекрасного пола, воспетую в литературе, особенно в сонетах Петрарки.

Основой выставки является портрет Джиневры де Бенчи - единственная картина Леонардо да Винчи в Западном полушарии, которая находится в коллекции вашингтонской Национальной художественной галереи. На портрете, написанном в 1474 году, изображена шестнадцатилетняя девушка, дочь богатого флорентийского банкира. Необычайная игра света и тени, легкое моделирование, тонкая градация оттенков на шее, щеках, вокруг рта создают едва уловимую полуулыбку, таинство мысли, что отличает работы Леонардо от всех других мастеров,

После осмотра выставки я попросил куратора отдела итальянского искусства Дэвида Брауна рассказать, почему он решил организовать эту выставку. «Мы хотели привлечь внимание к тому факту, что у имеющегося в нашей коллекции портрета Джиневры де Бенчи работы Леонардо да Винчи - две стороны, - отметил Дэвид Браун. - Лицевая сторона всем известна, а о том, что она имеет оборотную сторону, мало кто знает. Оборотная сторона в символической форме показывает характер женщины. На этой стороне портрета изображены лавровая и пальмовая ветви и веточка можжевельника, а на ленте надпись: «Красота украшает добродетель». Именно так мы решили назвать выставку - потому, что оба этих понятия были связаны в мысли и искусстве эпохи Возрождения».

Двухсторонние портреты не были предназначены для того, чтобы их вешали на стены. Они должны были стоять на мольбертах посреди гостиной. Они были очень популярны в эпоху Возрождения. То, что нарисовано на оборотной стороне, должно было чем-то дополнять портрет на лицевой стороне. Ветви - это символы: пальмовая - символ непорочности, лавровая - высокого интеллекта, а можжевельник - это игра слов, ключ к имени: можжевельник по-итальянски - «genepro». Лента, вьющаяся на темном фоне, гармонично соединяет лицевую и оборотную сторону картины.

Портрет Джиневры де Бенчи, к сожалению, не дошел до нас в первоначальном виде. Документы свидетельствуют о том, что вначале он был больше по высоте и на нем были изображены руки девушки. Однако впоследствии портрет был поврежден, и нижняя часть была отрезана. Искусствоведы, пользуясь новейшими компьютерными методами, попытались воспроизвести руки. Посетители выставки могут увидеть, как мог бы первоначально выглядеть портрет.

«Что же, по сути, представляет собой эта выставка?» - спросил я у куратора Дэвида Брауна. Он ответил: «Это двухплановая выставка. Она показывает нововведения великих художников, которые взяли за основу принятую еще при флорентийских правителях манеру создания портретов в профиль и изменили ее в период с середины XV-го до середины XVI-го столетий. Но здесь также просматривается другая тема: тема красоты и добродетели. Интересно, как великие мастера эпохи Возрождения показывали женщин, с которых писали портреты. Потому что в дополнение к тому, что это продукт труда художника, эти портреты также - продукты деятельности общественных сил и ценностей общества. История участия женщин в общественной жизни Флоренции очень важна для того, чтобы понять, что они собой представляли».

Мне хотелось бы дополнить куратора и объяснить, как именно живописцы изменили существовавшие правила. По правилам, установленным при флорентийских правителях, портреты, особенно женские, должны были показывать модель в профиль. Для подтверждения этого на выставке висит ряд портретов в профиль. В период с середины XV-го до середины XVI-го столетий живописцы изображали свои модели вполоборота, а на портрете Леонардо да Винчи Джиневра де Бенчи изображена анфас.

На мой вопрос, трудно ли было собрать выставку женских портретов эпохи Возрождения, куратор отдела итальянского искусства Национальной художественной галереи Дэвид Браун сказал, что музеи очень неохотно расстаются даже на время с шедеврами таких флорентийских мастеров как Ботичелли, Вероккио и Бранзино. Но он был весьма тронут тем, что музеи, которые не решались предоставить свои бесценные картины для показа на выставке в Национальной художественной галерее, после трагедии в 11 сентября не колеблясь отправили их в Вашингтон.

XS
SM
MD
LG