Линки доступности

«Империя, которая была Россией» - 2001-08-09


В Библиотеке Конгресса США экспонируется выставка под названием «Бывшая Российская империя: восстановление фотографического наследия Сергея Михайловича Прокудина-Горского».

Эта фотовыставка - рассказ об утерянном мире, об императорской России накануне первой мировой войны и последующей Октябрьской революции.

В начале двадцатого столетия у Прокудина-Горского родилась честолюбивая идея показать императорскую Россию во всем ее разнообразии - от средневековых церквей и монастырей древней России до железных дорог и фабрик нарождающейся промышленной державы, и сделать эти фотографии частью школьных учебных пособий, дабы российская молодежь могла узнать и полюбить свою страну. Идея Прокудина-Горского была поведана императору Николаю Второму, который распорядился предоставить фотографу специальный вагон, оборудованный спальней и фотолабораторией, и беспрепятственный проезд по всей Руси великой.

Но свою идею Прокудин-Горский смог осуществить только частично. После прихода к власти большевиков он иммигрировал сначала в Норвегию, затем в Англию. В конечном итоге он поселился во Франции и умер в Париже в 1944 году в возрасте 81 года. В 1948 году Библиотека Конгресса США купила у его сыновей около 1900 фотодокументов. Но поскольку со времени изготовления негативов прошло около столетия, в таком виде, как они находились, их показывать было невозможно. Благодаря последним достижениям в области компютерной технологии и методу, который называется дигитохроматография, то есть оцифровывание негативов на стекле, появилась возможность увидеть эти фотографии в том виде, как они были сняты. Результатом этой трудоемкой работы стала фотовыставка, которая демонстрируется в Библиотеке Конгресса.

Я попросил куратора выставки Гарри Лейка рассказать о путешествиях Прокудина-Горского, и был приятно удивлен, когда он предложил сделать это по-русски. Мы подходим к фотографиям пульмановского вагона, в котором ездил Прокудин-Горский, и карте Российской империи. «Какие фотографии нравятся вам больше всего?» - спросил я Гарри Лейка. Мы останавливаемся у фотографии человека в красочной восточной одежде. «Эта моя самая любимая фотография. Это фотография бухарского эмира в тюрбане и красивом голубом кафтане. Фотография сделана у входа в его дворец сразу же после восхождения на трон после смерти его отца в 1911 году. На фотографиях на этой выставке вы видите не только объекты, но и людей. К сожалению, мы не знаем, кто они такие, - говорит Гарри Лейк. Но в данном случае мы не только знаем, кто этот человек, но даже знаем его судьбу. Когда Советы достигли этой части Средней Азии в 1920 году, бухарский эмир бежал в Афганистан, где жил до самой смерти в 1944 году. Эта фотография привлекла не только ваше внимание, но также внимание широкой прессы», - говорит куратор Гарри.

Другая интересная фотография из серии путешествий Прокудина-Горского по Средней Азии - это красочная самаркандская фотография продавца ковров в тюрбане и ватном халате.

Мы останавливаемся у фотографии железной дороги, которая вела от Москвы через Петербург до самого Белого моря и использовалась французскими и английскими союзниками для поставки России военного снаряжения во время первой мировой войны. На фотографии, сделанной недалеко от Мурманска, мы видим дрезину, на которой сидит сам Прокудин-Горский и российские официальные лица.

На следующей фотографии в разделе транспорта, перед которой мы останавливаемся, показана уже не железная дорога, а часть системы водного сообщения в европейской части России. Куратор выставки говорит, что не знает места, где была сделана фотография, но Прокудин-Горский написал на негативе его имя. На небольшом причале в полный рост стоит 84-летний старик по имени Пинкус Карлинский. Больше ничего о нем не известно.

Очень интересная фотография монахов в полном облачении, сажающих картофель на территории Гефсиманского монастыря на озере Селигер.

В разделе «Архитектура» привлекают внимание несколько фотографий церквей и монастырей. Мы стоим у фотографии дошедшего до наших дней уникального Нилова монастыря на озере Селигер. В советские времена этот монастырь использовался как тюрьма. «К счастью, нам удалось узнать название всех религиозных построек, которые мы показываем на выставке», - говорит Гарри Лейк.

Последняя фотография в разделе «Архитектура», которой заканчивается выставка, - снимок Дмитриевского собора во Владимире. Этот собор до сих пор сохранился. Для вашингтонцев он представляет большой интерес, поскольку он послужил образцом для строительства вашингтонского собора Святого Николая. Интересно отметить, что Дмитриевский собор был построен всего через три столетия после крещения Руси, и поэтому не имеет элементов, характерных для русских церквей, в том числе и «лукового» купола, а выглядит больше как византийский храм.

XS
SM
MD
LG