Линки доступности

Венесуэльский фактор в политике Москвы


Венесуэльский фактор в политике Москвы
Венесуэльский фактор в политике Москвы
<!-- IMAGE -->

«Одержимость великодержавием» – так Стивен Бланк, профессор Национальной академии сухопутных войск, охарактеризовал основной мотив российской внешней политики. И латиноамериканское направление для нее – одно из важнейших. Возвращение Москвы на «вулканический континент» началось еще в 1997 году, когда Евгений Примаков, в те времена возглавлявший российское внешнеполитическое ведомство, посетил Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику.

<!-- IMAGE -->

Выступлением профессора Бланка открылась конференция, организованная вашингтонским Центром стратегических и международных исследований и посвященная стремительно развивающемуся союзу «Москва – Каракас». По мнению аналитика, речь в данном случае должна идти именно о стратегическом партнерстве. Уверовав в концепцию многополярного мира, в котором Россия выступает в качестве одного из «полюсов» – наряду с США, Европой и Китаем – Москва сделала особую ставку на Венесуэлу и на ее президента лично. И дело пошло: стоило Уго Чавесу только предложить российским друзьям рассмотреть вопрос о создании военно-воздушной базы в Венесуэле, как те не замедлили ответить положительно.

Зачем же Чавесу российское военное присутствие? По мнению Стивена Бланка – затем же, зачем и приобретаемое во все больших количествах российское оружие: для борьбы с проамериканскими режимами на континенте, например, – с колумбийским. Начиная с 1999 года, венесуэльский лидер побывал в России ни много, ни мало, шесть раз. И результат налицо: подводные лодки «Варшавянка», боевые вертолеты, зенитные батареи «Игла» – все это широким потоком хлынуло в арсеналы Каракаса. По словам венесуэльского политолога Карлоса Ромеро, такое скопление высокотехнологичного оружия в стране, где господствует тоталитарный режим, явно угрожает безопасности континента. Существенно и другое: стратегический союз Чавеса с Кремлем не ограничивается пределами Латинской Америки. Характерно, напомнил профессор Ромеро, что Венесуэла стала одной из немногих стран, поддержавших действия российского руководства во время августовской войны с Грузией.

<!-- IMAGE -->

Эндрю Качинс – директор российской и евразийской программ института, в котором проходила конференция, не пожалел слов, чтобы выразить свое скептическое отношение к подобной интерпретации происходящего. Российско-венесуэльское военное сотрудничество известный эксперт по России охарактеризовал как «потемкинскую деревню», а недавно состоявшиеся совместные морские маневры – как событие сугубо комическое.

Участвовавшие в них российские корабли «Петр Великий» и «Адмирал Червоненко» оказались, по словам Качинса, плохо приспособлены к местным условиям. Вообще, подчеркнул аналитик, трудно избежать впечатления, что в российском военном флоте нашлось всего два судна, способных добраться до Венесуэлы. Под стать и мотивация: военные корабли мало плавают – вот адмиралы и решили занять моряков.

<!-- IMAGE -->

Затруднительно говорить и о прочности союза: Чавес – политик еще менее предсказуемый, чем его российские друзья. По мнению Эндрю Качинса, главным фактором, определяющим действия Москвы, является цена на нефть. Чем дороже «черное золото», тем выше градус российского антиамериканизма. Как, впрочем, и общая агрессивность московского руководства, вдохновившая его на использование российских вооруженных сил за рубежами РФ – впервые с момента окончания «холодной войны». Впрочем, полагает Эндрю Качинс, экономический кризис окажет свое отрезвляющее воздействие на всех.

Что действительно важно для понимания российской ситуации, так это личностный фактор, считает эксперт. Главным действующим лицом на московской политической сцене по-прежнему остается Владимир Путин. Президент Медведев серьезным влиянием, по мнению эксперта, не обладает, и стоит ему об этом забыть, как всесильный премьер-министр напоминает первому лицу в стране о подлинной расстановке сил – не слишком щадя при этом его самолюбие. За годы пребывания у власти у Путина сложилось убеждение, что он может сделать все, что хочет, – констатировал Эндрю Качинс. Впрочем, подчеркнул аналитик, русским вообще свойственно преувеличивать свою силу.

По мнению Качинса, складывается общее впечатление, что Путин не намерен идти на уступки Америке. Символично, считает эксперт, что после встречи с Бараком Обамой, глава российского кабинета отправился в байкерский клуб «Ночные волки», члены которого намерены вскоре в полном составе – т.е. в количестве шести тысяч человек –отбыть в Севастополь на международное байк-шоу, посвященное Черноморскому флоту и 65-летию освобождения города.

Примеры спонтанности в поведении политических лидеров – не редкость в мировой истории. Для историков не секрет, что она напрямую зависит от властных полномочий и ресурсов, находящихся в их распоряжении. Да и с потемкинскими деревнями дело обстоит не так уж просто. Князь Потемкин иной раз и вправду позволял себе преувеличить свои достижения. Это не значит, однако, что все в его отчетах «матушке-государыне» было вымыслом.


XS
SM
MD
LG