Линки доступности

Секретные материалы


Секретные материалы
Секретные материалы
<!-- IMAGE -->

На экраны американских кинотеатров вышел фильм «Public Enemies» (дословно «Враги общества»). Сюжет фильма построен вокруг фигуры криминального героя 30-х годов, которого пытается поймать и наказать по всей строгости закона агент ФБР. Кинокритики прочат картине первое место в бокс-офисе в ближайшие выходные. И кроме любимца публики Джонни Деппа на то есть еще одна причина - уж очень любит американская аудитория истории про секреты, заговоры и плохих парней. Для профессора политической науки и истории Харви Клера и историка Джона Хейнса рассказывать подобные истории – дело всей их жизни. Они написали не одну книгу, посвященную истории шпионажа. Причем, шпионажа американских граждан в пользу Советского Союза. «Как историкам и как американцам нам было интересно разобраться в том, что же двигало этими людьми», - говорит профессор Клер. А потому, когда в 2006 году в руки исследователей попали записки Александра Васильева – бывшего офицера КГБ, они решили, что пришло время для новой книги. Этой весной «Шпионы: расцвет и упадок КГБ в Америке» появилась на прилавках американских книжных магазинов.

Жамиля Айманбетова: Каким образом вам стали доступны записки Васильева?

<!-- IMAGE -->

Харви Клер: Александр Васильев, наш соавтор, получил разрешение на доступ к материалам КГБ в начале 90-х годов в рамках соглашения между издательством Crown Publishers и Службой внешней разведки. Целью этого соглашения было выпустить серию книг, написанных совместно российскими и американскими авторами. Васильев вместе с Аланом Вайнштейном – хранителем архива США должен был исследовать историю советского шпионажа в США. Васильев успел сделать 1100 страниц заметок, из которых получились главы книги для предоставления комитету, рассматривающему возможность снятия с документа грифа секретности. Но затем в 1996 году, испугавшись изменения политической ситуации в России, он переехал в Великобританию, оставив свои записи. Книга Вайнштейна и Васильева «The Haunted Wood» была написана на основе этих глав. Но оригинальные записи намного богаче и интереснее по содержанию. Васильев восстановил их несколько лет назад, и они сформировали основу для нашей книги об американских шпионах, завербованных советскими властями.

Ж.А.:Почему, по вашему мнению, аббревиатура КГБ до сих пор будоражит умы и фантазию американцев?

Х.К.: Могу лишь сказать, что период, о котором мы пишем – 30-ые и 40-ые годы остаются очень противоречивым даже сегодня. Истории многих шпионов того времени, включая Алджера Хисса и супругов Розенберг, продолжают находить отклик в политической жизни Америки, вызывая дискуссии о том, виновны эти люди или нет. Вопросы о советском шпионаже также нередко возникали в карьере сенатора Джозефа Маккарти, жизнью которого интересуются многие американцы. Для нас же с Джоном Хейнсом коммунизм и советский шпионаж – это область нашего профессионального интереса. Мы в качестве исследователей пишем об этом уже более 20-ти лет.

Ж.А.: Какими находками вы порадуете читателя в новой книге?

Х.К.: Мы включили в книгу новый увлекательный материал по Хиссу и Розенбергам, о попытках СССР украсть секреты атомной бомбы, о научном и технологическом шпионаже. Мы рассказываем о различных захватывающих дух и порой удивительных людях, которые сами занимались шпионажем в пользу Союза, либо соглашались на это. В этой книге много интересных человеческих историй, которые будут интересны любому читателю.

Ж.А.: А для вас – это лишь работа и ничего личного?

Х.К.: Ни Хейнс, ни я никогда не были коммунистами, но мы оба очень заинтригованы той привлекательностью идеологии коммунизма для тех американцев, которые хотели шпионить в пользу СССР. Как историку и как американцу мне интересно понять почему так происходило. Мы, пожалуй, менее заинтересованы в изучении СССР, нежели американцев, которые работали на него. И поскольку по сей день ведутся отчаянные дебаты на тему виновности или невиновности многих людей, замешанных в шпионаже, мы хотим заполнить прорехи в исторических очерках той эпохи. Думаю, это естественно для исследователей, каковыми мы себя считаем. Мы с Хейнсом написали книгу «In Denial», которая отражает нашу веру в то, что слишком много американских историков позволили своим идеологическим взглядам ослепить себя во вред вниманию к историческим данным. Но наши книги, начиная от «Decoding Soviet Espionage in America», до последней это в чистом виде исторические труды.

Ж.А.: Можно ли ожидать подобной книги, которая будет рассказывать о новейшей истории шпионажа между Россией и США?

Х.К.: Я не очень знаком с настоящей ситуацией, чтобы как-то ее комментировать. Думаю, мы вряд ли когда-нибудь посвятим этому книгу, ведь даже для частичного рассекречивания архивов нужны десятки лет, и вряд ли я еще буду жив к тому времени.



XS
SM
MD
LG