Линки доступности

Василий Аксенов называл себя антисоветским российским писателем


Василий Аксенов называл себя антисоветским российским писателем
Василий Аксенов называл себя антисоветским российским писателем

<!-- IMAGE -->

После того, как в 1990 году Василию Аксенову было возвращено гражданство страны, в которой он родился, писатель несколько раз бывал в Санкт-Петербурге. В январе 2002 года он давал пресс-конференцию в петербургском Институте Региональной прессы, а перед этим ответил на несколько вопросов корреспондента «Голоса Америки». Наметившееся было тогда сближение России с Западом, Василий Аксенов охарактеризовал так:

«Я-то оцениваю это положительно, очень положительно. Для меня в этом признак надежды появился, ибо я вообще не вижу альтернативы сближению России с Западом. Мне кажется, что Россия без Запада просто обречена. Но, к сожалению, в России очень много людей, которые просто не способны мыслить в этом направлении.

Очень трудно преодолеть многолетнее, многодесятилетнее промывание мозгов, да и просто-напросто антизападную тренировку. И в этом смысле возникает очень сложный момент.

Я был на приеме в честь Путина в Вашингтоне, где он произнес свою замечательную речь о сближении России с Западом и это, по-моему, было вершиной российского либерализма, как ни странно, именно в устах президента этой страны.

Но, с другой стороны, вернувшись, он или поощряет, или делает вид, что не замечает, какие-то действия, говорящие о странной двуличности. Нельзя быть либералом на Западе и авторитарным правителем внутри страны. И это, конечно, одно из проявлений всех этих сложностей».

Говоря о событиях 11 сентября 2001 года, писатель вспомнил, что еще за несколько лет до этого предупреждал о грядущем конфликте цивилизаций:

«Когда я начал говорить об угрозах идущих не от всего ислама, а, скажем, от «злодейского течения» ислама – меня не раз освистывали. И говорили, что у меня реакционные взгляды. На самом деле – увы! – я оказался прав. И то, что происходит сейчас, представляет собой колоссальную угрозу не только для Америки или Израиля или отдельно для России, а вообще для всей нашей цивилизации. Это вызов, который бросает ислам, его воинствующая часть, самим идеям Ренессанса. А мы еще до сих пор живем в фазе Ренессанса. Так что этот вызов надо принимать, на него отвечать. Не обязательно только бомбежками, но, разумеется, и другими средствами. Например средствами философского воздействия».

Уже во время пресс-конференции была затронута тема свободы прессы в России и в США, и о том, какое влияние СМИ оказывают на сознание граждан:

«Конечно, брожение в умах может вызвать раскол нации. Но если вы проводите параллель с Америкой, вы, конечно, понимаете, что Америка сильная страна, правда? А между тем там нет ни одной не частной телекомпании. Есть одна маленькая, совсем незаметная, правительственная телепрограмма и все! Все основные телевизионные каналы в Америке принадлежать частному бизнесу. Они не вызывают «брожение в умах» потому, что в Америке развитое либеральное общество. У нас его пока еще нет. Развитие либеральных концепций, либеральных принципов, гражданских свобод, законоположения об этих либеральных принципах – все это, в конце концов, может привести и нас к пониманию того, что в обществе существуют независимые структуры. И что существование этих структур в процессе возникновения либерального общества необходимо.»

Василий Аксенов также отмечал некоторые тревожные тенденции, начавшиеся в России после 2000 года, в частности, подозрительное отношение к бывшим советским диссидентам, возвращение таких понятий, как «вредные книги», смешивание терминов «антисоветский» и «антироссийский». В целом же он рассматривал перспективы развития России с осторожным оптимизмом, крайне трезво оценивая настоящее своей страны.

XS
SM
MD
LG