Многие международные и американские правозащитные организации в последние годы выражали обеспокоенность тем, что в России стабильно ухудшается ситуация в области прав человека. Переговоры президента США Барака Обамы с российскими лидерами, в основном, посвящены обсуждению иных вопросов. Тем не менее, защита прав человека остается в списке приоритетов администрации США.
Пола Шрифер - директор по правозащитной деятельности неправительственной организации Freedom House считает, что Барак Обама уделит этой теме достаточно внимания.
Александр Григорьев: Как Freedom House оценивает нынешнюю ситуацию с правами человека в России?
Пола Шрифер: К сожалению, я вынуждена сказать, что мы видим крайне негативные тенденции в области прав человека. Freedom House регулярно публикует рейтинги государств мира, основанные на двух основных критериях: какими политическими правами и гражданскими свободами обладают граждане этих стран. К сожалению, Россия занимает неважные позиции в этом рейтинге. В 2005 году мы занесли Россию в группу «несвободных» государств по причине серьезного ухудшения ситуации в обеих этих сферах. Мы особенно обеспокоены ухудшением положения в области свободы собраний и свободы слова.
А.Г.: Знакомы ли ключевые сотрудники нынешней администрации США и лично президент Обама с наличием подобных проблем в России? Вы предоставляете им свою информацию?
П.Ш.: Конечно, мы делаем это. Мы также знаем, что в составе администрации работает много талантливых людей, которые хорошо знают Россию и в курсе проблем с ухудшением в области прав человека. Мне кажется, что это одна из причин, по которой президент Обама в Москве проведет встречу с представителями гражданского общества и правозащитниками.
А.Г.: В отношениях США и России накопилось множество серьезных проблем, которые ожидают своего решения. На ваш взгляд, должен ли Барак Обама обсуждать ситуацию с правами человека с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным? Должна ли эта тема стать приоритетом для его администрации?
П.Ш: Мы считаем, что права человека всегда должны быть в повестке дня. Мы также понимаем, что администрация Обамы имеет множество иных приоритетов в отношениях с Россией. Но мы видели, что президент Обама уделяет внимание ситуации с правами человека. К примеру, он дал интервью «Новой газете» и упомянул «дело Ходорковского», что мы считаем весьма позитивным знаком. Мы также знаем, что он примет участие в обеде, куда будут приглашены некоторые представители российской политической оппозиции.
То есть, на мой взгляд, ему удается поддерживать достаточно хороший баланс тогда, когда он ведет переговоры с властями. С одной стороны, он подчеркивает, что США нуждаются в создании полноценных и продуктивных взаимоотношений с Россией, с другой – он не стесняется выразить беспокойство по поводу тех проблем, которые существуют в области прав человека.
А.Г.: Многие россияне – не без помощи государственных средств массовой информации – убеждены в том, что США используют риторику о защите прав человека лишь в качестве маскировки своей имперской политики. Что Вы об этом думаете?
П.Ш.: Это серьезная проблема. Очень плохо, когда пресса столь плотно контролируется властями и столь эффективно используется для пропаганды, в том числе и для распространения антиамериканизма.
Обама должен сделать шаг, подобный тому, который он сделал во время своего пребывания в Египте. Он должен продемонстрировать, что серьезно озабочен проблемой защиты прав человека, а не просто говорит об этом. Его речь в Высшей школе экономики (во вторник) будет очень важной – я рассчитываю, что она будет транслироваться по ТВ и радио. Я надеюсь, что Барак Обама сможет рассказать русскоязычному миру об американских ценностях так же, как в своей каирской речи он поведал о них исламскому миру.
А.Г.: Вы с оптимизмом или с пессимизмом смотрите на будущее американо-российских отношений и будущего развития России?
П.Ш: Я уверена, что мы просто обязаны быть оптимистами. Однако я не вижу свидетельств того, что ситуация начнет исправляться в скором времени.
Президент Обама - очень умелый дипломат. Я рассчитываю, что в Москве он сумеет донести мысль, что США реально заинтересованы в полноценном партнерстве с Россией. Мы не хотим видеть Россию слабой. Мы хотим развивать сотрудничество с демократической страной, которая защищает права человека.