Линки доступности

Шахматы – посол мира


Шахматы – посол мира
Шахматы – посол мира
<!-- IMAGE -->

Многократный чемпион мира по шахматам, президент международной ассоциации Фондов мира, посол доброй воли Детского фонда ООН (UNICEF) Анатолий Карпов обратился с официальным письмом к руководству КНДР с ходатайством проявить милосердие и освободить осужденных на 12 лет американских тележурналисток Лору Лин и Юну Ли, задержанных весной этого года в приграничном районе Северной Корее при попытке снять репортаж о судьбе беженцев из этой страны. Как отмечается в обращении, это уголовное наказание, совершенно неадекватное гипотетическому ущербу от даже не вышедшего в эфир репортажа, «создает дополнительное непонимание между странами и может лишь привести к новым обострениям политической обстановки в регионе».

Свое решение обратиться к властям Северной Кореи Анатолий Карпов прокомментировал в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Марк Львов: Говоря шахматным языком, Пхеньян, видимо, хочет сделать американских журналисток разменными пешками в своей политической партии с Вашингтоном. Если так, то способны ли общественные организации третьих стран как-то повлиять на решение руководства КНДР? Не иллюзия ли это?

Анатолий Карпов: Вовсе нет. Конечно, окончательно данный вопрос можно решить только путем прямых дипломатических переговоров двух стран: США и КНДР. Но мировая общественность не должна оставаться в стороне от решения этой гуманитарной проблемы. И потом у нашей международной ассоциации, которая объединяет десятки национальных миротворческих организаций, имеет, кстати говоря, хорошие и давние связи с общественными структурами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, есть хороший опыт посредничества в подобных вопросах. Мы, например, несколько лет назад непосредственно участвовали в процессе освобождения болгарских медсестер, арестованных и осужденных в Ливии, якобы за сознательное заражение ливийских детей при переливании крови.

В нынешней ситуации меня не может не волновать, что две американские журналистки Лора Лин и Юна Ли подверглись наказанию, совершенно не соизмеримому с тяжестью их правонарушения. Если даже они действительно проводили съемки на закрытой, с точки зрения северокорейских властей, территории, то обычно в таких случаях представителей прессы лишают аккредитации, высылают из страны, штрафуют, наконец... Но разве можно осудить только за это на 12 лет?!

М.Л.: Но власти Пхеньяна утверждают, что эти женщины вели шпионскую деятельность с телекамерой на границе.

А.К.: Послушайте, разве можно сегодня снять на обычную телекамеру на открытой местности нечто такое, что нельзя увидеть из космоса? У меня много друзей - космонавтов. Они утверждают, что сейчас даже подземные объекты легко обнаруживаются с околоземной орбиты. Например, у нас, в ассоциации Фондов мира, есть даже детская образовательная программа, которая предусматривает обучение наблюдению за погодными условиями в любой точке планеты, причем при этом обеспечивается качественное сканирование земной поверхности. В 21-м веке это уже не является секретной информацией. Поэтому я считаю, что обвинения в адрес сотрудниц американских СМИ носят политически мотивированный, неправомерный характер. И я намерен в меру своих сил добиваться освобождения этих людей.

Кстати, подобная история не так давно произошла с Гарри Каспаровым. Мы с ним придерживаемся совершенно разных политических взглядов, но когда он был арестован российской милицией за совершенно незначительное административное правонарушение, то я тоже открыто заявил о своем отношении к такого рода трактовке законодательства.

М.Л.: Раз уж мы заговорили о спортивной солидарности, то несколько слов о Вашей общественной деятельности в развитии шахматных проектов…

А.К.: Да, она продолжается. Сейчас мои шахматные школы действуют в 17 странах мира. Не говоря уже о школах и клубах, носящих мое имя. Кстати, сейчас мы планирует открыть шахматную школу в Чикаго. А пару лет назад такая же детская спортивная организация появилась в Линсборге, небольшом городке, основанном шведскими эмигрантами в штате Канзас. Мне приятно вспомнить, что Барак Обама, тогда еще только сенатор, заявивший о своем решении участвовать в будущей президентской гонке, прислал мне очень теплое письмо, в котором поддержал нашу международную программу «Шахматы – посол мира».

М.Л.: Через несколько дней президент Соединенных Штатов прилетает на саммит в Москву? Чего Вы ждете от его встречи с российским коллегой?

А.К.: Я жду, прежде всего, взаимопонимания. А оно приходит, когда стороны проявляют готовность разговаривать, а главное – слушать друг друга. Да, у нас есть серьезные разногласия в позициях. Если вам интересно мое личное мнение, то, я, например, не приемлю политики продвижения НАТО на Восток, я считаю ошибочными и опасными планы предыдущей вашингтонской администрации создать новый позиционный район ПРО в Европе. Полагаю, что для нейтрализации иранской ядерной угрозы Россия и США должны действовать сообща, используя и наши военно-технические возможности, например, в Азербайджане.

Меня действительно огорчает, что российско-американские отношения в последние годы резко ухудшились. Ведь я помню времена, когда наш президент Борис Ельцин называл президента Клинтона не иначе, как «друг Билл». Да, и у Владимира Путина были одно время очень доверительные отношения с Джорджем Бушем. Конечно, политики и сейчас должны находить общий язык во имя мира и безопасности. Но как руководителю международной ассоциации Фондов мира мне бы особенно хотелось, чтобы развивались контакты между простыми россиянами и американцами, между структурами гражданского общества. И в этой связи важно, что в рамках московского саммита пройдет и российско-американский форум некоммерческих организаций. Я желаю ему успехов.

М.Л.: Спасибо за интервью.





XS
SM
MD
LG