Линки доступности

Россия – НАТО: новые подходы при старых проблемах


Россия – НАТО: новые подходы при старых проблемах
Россия – НАТО: новые подходы при старых проблемах
<!-- IMAGE -->

Завершившееся в минувшую субботу на греческом острове Корфу неформальное заседание Совета НАТО – Россия и согласие обеих сторон возобновить полноформатные отношения в военной области дали пищу для широкой дискуссии в российской политической среде. Так, уже в понедельник 29-го июня постоянный представитель России при штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин провел видеоконференцию для московских журналистов. Он признал, что для него была несколько неожиданной – после высылки российских дипломатов из Брюсселя в апреле и после проведения военных учений под эгидой НАТО в Грузии в мае этого года – готовность министров иностранных дел альянса обсуждать совместную проблематику в «спокойном и сбалансированном» русле.

По мнению Дмитрия Рогозина, успех нынешней встречи на Корфу стал во многом возможен благодаря инициативе госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая, хотя и не смогла присутствовать на переговорах из-за болезни, подготовила хорошую почву для того, чтобы они состоялись и прошли в деловом ключе.

Однако такую инициативу российский политик расценил как признание вашингтонской администрацией новых реальностей на Кавказе и фактическое подтверждение ошибочности курса бывшего президента США Джорджа Буша на безоговорочную поддержку режима грузинского лидера Михаила Саакашвили.

Кроме того, руководитель российской миссии при Североатлантическом альянсе посчитал важным не столько восстановление рабочих военно-политических контактов между Москвой и Брюсселем, сколько начало «очень интересного и крайне перспективного диалога России – НАТО по стратегическим или даже философским вопросам европейской безопасности».

<!-- IMAGE -->

Важность последнего фактора разделяет на страницах газеты «Время новостей» и директор российского Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина. По ее словам, заинтересованность в обсуждении этой проблематики подтверждают Франция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды. А теперь подобный интерес проявляет и новая администрация Соединенных Штатов.

Многие аналитики обращают внимание на такое совпадение: 7 июля в Брюсселе планируется провести семинар с участием российских экспертов, посвященный обсуждению новой доктрины евроатлантической безопасности. И в этот же день в Кремле президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев будут обсуждать проект нового договора о сокращении стратегических вооружений, проблему ядерного нераспространения и будущую судьбу европейской противоракетной обороны. Если даже такое совпадение политических событий и случайна, то она все равно подчеркивает определенную синхронность в развитии контактов: Москва – Брюссель и Москва – Вашингтон.

Однако не все эксперты разделяют подобный оптимизм. Выступивший на прошлой неделе в московском Независимом пресс-центре сотрудник вашингтонского Института Катона, президент Фонда «Институт экономического анализа» Андрей Илларионов подчеркнул, что нынешнюю политику западных демократий, направленную на «умиротворение» России и фактическое признание аннексии грузинских территорий, можно сравнить с «мюнхенским сговором» 1938 года, когда попустительство германской агрессии со стороны Великобритании и Франции привело к разделу Чехословакии, а через год – к началу войны в Европе. Андрей Илларионов высказал опасение, что нынешний визит Барака Обамы в Москву может ввести в заблуждение общественное мнение как в мире, так и еще в большей степени в России, что Белый дом фактически признал право Кремля рассматривать Кавказ как сферу своих особых интересов.

Вместе с тем, как заключает Андрей Илларионов, ситуация в кавказском регионе остается взрывоопасной, и нельзя исключать повторения в этом году второй российско-грузинской войны.

Еще раньше подобную мысль высказывал независимый военный аналитик Павел Фенгельгауэр. Сегодня в комментарии Русской службе «Голоса Америки» он обратил внимание на начавшиеся 29 июня крупнейшие после августа прошлого года российские военные учения «Кавказ-2009», целью которых является продемонстрировать Западу, что Москва готова действовать на постсоветском пространстве жестко и отстаивать свои геополитические интересы всеми возможными, в том числе военными средствами.

Насколько Соединенные Штаты готовы согласиться с такими геополитическими претензиями России в обмен на стратегическое партнерство с Москвой в вопросе ликвидации иранской ядерной угрозы? Это покажет уже через неделю американо-российский саммит. Впрочем, даже при новых, самых оптимистических совместных декларациях Вашингтона, Брюсселя и Москвы нельзя сбрасывать со счетов тот очевидный факт, что уровень взаимного доверия между Россией и Североатлантическим альянсом остается крайне низким. И положительная тенденция здесь почти не прослеживается.

Видите ли вы опасность со стороны стран НАТО? На такой вопрос, заданный «Левада-Центром» еще в марте 1999 года, положительно ответили 63 процента россиян. А спустя ровно 10 лет, в марте нынешнего года, таких же ответов оказалось лишь на 1 процент меньше

XS
SM
MD
LG