Линки доступности

«Русский Кавказ: СМИ за железным занавесом»


«Русский Кавказ: СМИ за железным занавесом»
«Русский Кавказ: СМИ за железным занавесом»

Так называется отчет международной организации «Репортеры без границ»

В отчете, обнародованном в конце июня, говорится: за пятнадцать лет почти непрекращающегося насилия на Северном Кавказе международное сообщество постепенно потеряло интерес к этой части России. «Репортеры без границ» решили встретиться с представителями различных слоев общества в Дагестане, Чечне и Ингушетии, чтобы понять, насколько соответствуют действительности заявления российского правительства о том, что Северный Кавказ – регион, «твердо вставший на путь стабилизации и нормализации».

Выводами доклада «Русский Кавказ: СМИ за железным занавесом» делится глава Евразийского отдела организации «Репортеры без границ» Эльза Видаль.

Анна Леонидова: Госпожа Видаль, авторы доклада на Северном Кавказе встречались с журналистами, правозащитниками, представителями гражданского общества, они были приняты во властных структурах. Какие вопросы представители вашей организации задавали своим собеседникам?

<!-- IMAGE -->

Эльза Видаль: Круг вопросов, ответы на которые организация «Репортеры без границ» искала на Северном Кавказе, обрисовать несложно. Какого типа давление испытывают журналисты? К какой информации имеет доступ население? На каких принципах строятся отношения между прессой и властью? Достаточно ли в этом регионе условий для установления мира и демократии?

Ответы на эти вопросы мы получали от самых разных людей. Надо отметить, что в числе наших собеседников были и два президента: президент Чечни Рамзан Кадыров и президент Ингушетии Юнус Бек-Евкуров.

Ответы на все перечисленные вопросы, то есть, информация из первых рук, привела авторов доклада к важным выводам. Например, стало понятно, что местная пресса, прежде всего, отражает официальную точку зрения или воспринимается населением как пресса, выражающая такую точку зрения. Независимые СМИ (частные или созданные неправительственными организациями и ассоциациями) представляют собой незначительную часть медийного спектра, часто существуют на самофинансировании и подвергаются различного рода преследованиям.

Или еще один момент. Все журналисты и правозащитники, с которыми удалось встретиться «Репортерам без границ» отмечают чрезвычайно низкий уровень информированности населения Чечни и Ингушетии. В этих двух республиках СМИ не решаются публиковать информацию, болезненную для власти и передают ее НПО (неправительственным организациям), которые включают эту информацию в свои доклады. В то же время инициативы этих организаций, как правило, бойкотируются местными государственными СМИ. Даже если речь идет о социальных проблемах, не связанных с политикой.

А.Л.: А Дагестан? Отмечены ли в докладе какие-то особенности ситуации с местными СМИ?

Э.В.: В этой республике с большой скоростью «размножаются» печатные издания, финансируемые из государственного бюджета. И это также входит в стратегию удушения независимой прессы, более склонной к освещению болезненных для государства тем. Хорошо, что в этой неравной борьбе некоторым изданиям все же удается выжить.

Несмотря на эти и другие проблемы местных СМИ, некоторые независимые дагестанские журналисты все же считают, что ситуация со свободой прессы в республике улучшилась после прихода к власти в 2006 году президента Муху Алиева. Они убеждены, что дагестанская многонациональность является скорее благом, нежели угрозой для республики: ни одна из групп не может стать «большинством». Раздробленность населения создает возможность компромисса, что исключено и в Чечне, и в Ингушетии.

А.Л.: Есть ли у СМИ на Северном Кавказе общие проблемы, свойственные всему региону в целом?

Э.В.: Вызовы в полицию, преследования различного рода: административные, налоговые, а также преследования за «экстремистскую деятельность», за «возбуждение расовой ненависти». Все это может привести к закрытию изданий, сайтов, неправительственных организаций. У печатных изданий часто возникают такие проблемы: их выгоняют из арендуемого помещения, типография отказывается печатать издание, сеть распространения отказывается брать на реализацию уже вышедший тираж газет и журналов.

А.Л.: Дают ли «Репортеры без границ» какие-либо рекомендации, ставят ли какие-то цели и задачи в связи с обнародованными выводами своего пребывания на Северном Кавказе?

Э. В.: Приоритетной задачей, безусловно, является поддержка инициатив гражданскогообщества, поддержка местных и центральных СМИ, которые пишут о том, что происходят в этих республиках. Необходимо, чтобы в регион вернулись иностранные СМИ.

Если война окончена, это не всегда значит, что гражданское общество спасено. Напротив, оно может находиться в опасности. Кажется, что огонь войны погас, но при внимательном рассмотрении выясняется, что население предоставлено самому себе. Точнее, отдано на откуп тем, кто не обязательно озабочен защитой основных прав граждан. Вот почему присутствие прессы является приоритетным для установления диалога между некогда враждовавшими группами населения. Это необходимое условие для того, чтобы ограничить радикализацию населения. Особенно религиозную радикализацию.

XS
SM
MD
LG